Страница: 2/5
Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.
Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:
1. Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.
2. Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.
3. Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.
Нарастание революционной ситуации заставило царизм стать на путь отмены крепостного права и осуществить реформу 1861 года.
Отмена крепостного права знаменовала собою начало новой, буржуазной, эпохи в историческом развитии России. Несмотря на сохранение в значительной степени пережитков крепостничества, реформа создала условия для развития капитализма.
Введение земств, новых судебных учреждений, цензурная реформа, изменение университетского устава, реформа средней школы и, наконец, введение городских органов самоуправления – всё это и явилось той уступкой, которую царизм вынужден был сделать растущему движению народных масс.
Состояние армии также требовало коренного преобразования.
Отсталость военной организации, обнаружившаяся в период войны, с одной стороны, дальнейшее развитие военной техники – введение нарезного оружия,– с другой, и, наконец, общий рост вооружений главнейших европейских государств,– всё это вызывало необходимость изменения всей системы военного устройства и организации армии.
Летом 1855 года была создана комиссия «для улучшений по военной части». Первым её председателем являлся гр. Ридигер, а после его смерти – преемник по командованию ген. Плаутин.
Перед комиссией были поставлены следующие задачи: изменить и упростить строевые уставы, улучшить вооружение, ввести в войсках занятия для физического развития солдат и офицеров, составить новую программу обучения войск в мирное время, изменить систему аттестации офицеров и установить новые принципы повышения их по службе.
15 января 1862 года военным министром Милютиным был представлен Александру II «всеподданнейший» доклад, содержавший в себе план преобразования армии, касавшийся буквально всех сторон её организации и устройства.
В области организации армии Милютин указывал на необходимость сокращения её в мирное время до минимума и создания условий для максимального развёртывания её во время войны. Ставя своей задачей накопление обученного людского запаса, военный министр предлагал сократить срок действительной службы путём увольнения солдат во временный отпуск на седьмом – восьмом году пребывания в армии.
В целях обеспечения армии на случай войны офицерским составом, предполагалось создание резерва бессрочноотпускных офицеров, получающих в мирное время определённое содержание. Для улучшения подготовки офицерского состава намечалось расширение сети корпусных и дивизионных юнкерских школ, а также изменение системы преподавания в кадетских корпусах.
Важное место в плане военных преобразований отводилось перевооружению армии, определявшему собою, в конечном счёте, как организацию войск, так и всю систему боевой подготовки. В докладе указывалось на необходимость скорейшего обеспечения как пехоты, так и артиллерии новыми видами вооружения. Вместе с тем отмечалась настоятельная потребность развития отечественной военной промышленности, дабы избежать зависимости от заграницы.
Боевая подготовка войск должна была включать в себя лишь те знания, которые необходимы на войне. При этом большое внимание уделялось развитию физических качеств солдата, а также распространению грамотности, что являлось крайне важным в условиях быстрого роста военной техники.
Переходя к вопросу реорганизации центрального военного управления, Милютин указывал на необходимость децентрализации его. С этой целью предполагалось создание военных округов, сосредоточивающих в своих руках все командные и административно-хозяйственные функции. Военное министерство сохраняло за собой лишь общее руководство.
Реферат опубликован: 6/12/2008