Страница: 10/12
Необходим поворот стратегии от наращивания добычи углеводородного сырья к повышению эффективности использования энергоресурсов. Важно учитывать проблему конечности и невосполнимости ресурсов, в ряде старых добывающих районов страны с развитой инфраструктурой они близки к исчерпанию.
Оценка ресурсов всех категорий имеет расчетный характер и проверяется практикой. Так, например, в Северо-Кавказском добывающем районе России по мере его изучения меняется представление об оценке ресурсов . Если принять оценку ресурсов, запасов и накопленной добычи нефти и газа района на 1966 г. за 100%, то к 1988 г. несмотря на значительное увеличение объемов бурения пополнение запасов газа составило лишь 4%, а нефти 32%, что не компенсировало объема добычи за этот период. Поэтому оценка ресурсов снизилась практически наполовину. Такая же картина наблюдается в ряде районов Урало-Поволжья, Закавказья. В настоящее время начальные запасы месторождений нефти, находящихся в разработке, выработаны в среднем на 48%. Это означает переход к периоду снижающейся добычи и темпов отбора остаточных запасов. Степень выработанности крупнейших месторождений значительно выше средних показателей и составляет по месторождениям: Самотлорскому — 63%, Ромашкинскому — 85, Мамонтовскому — 74, Федоровскому — 58, Арланскому — 77,5, Покачевскому — 76.8, Мортымья-Те-теревскому — 95%. Ситуация усугубляется и тем, что наиболее выработанными оказываются запасы высокодебитных горизонтов (на Самотлорском месторождении самый высокоде-битный горизонт уже выработан на 92%, на Покачевском — на 90%).
Комплексность в использовании добытых из недр полезных ископаемых весьма низкая по отношению к мировому уровню. Это приводит к их потерям в размере 30-50% от учтенных в недрах запасов (в частностиб попутного газа и других ценных компонентов нефтяных месторождений). Исчерпание запасов основных месторождений, слабая под-тверждаемость оценки ресурсов в старых районах указывают, что кризис недропользования обусловлен торопливым и нерациональным истощением природных ресурсов.
Дальнейшие перспективы открытий связаны с малоизученными районами Сибири, Дальнего Востока и шельфов морей, оценка продуктивности которых базируется преимущественно на аналогиях, поэтому при переходе к рыночной экономике целесообразно обратиться к вопросу о кардинальном изменении стратегии недропользования России:
в геологии — от обслуживания добывающих отраслей путем расширения минерально-сырьевой базы к определению лимитов недр, регулированию темпов добычи и контролю за рациональностью использования сырья;
в разработке — от наращивания добычи к ее квотированию, согласовываясь с лимитами недр,
в производстве — от валового к рациональному потреблению сырья на базе ресурсосбережения.
Переход к рациональному использованию недр и ре-сурсосбережению по всей технологической цепочке от поиска полезных ископаемых до их переработки, а затем и вторичной утилизации полностью отвечает государственным интересам России. Вышеперечисленные задачи решаемы в условиях конкуренции субъектов регулируемого энергетического рынка.
За последние годы в нашей стране в области экспорта нефти происходил постепенный отход от государственной монополии и приближение к принятой в промышленно развитых странах практике частно-государственной олигополии, субъекты которой действуют по разработанным и принятым ими же цивилизованным правилам с учетом национальных традиций и особенностей. Так как при реформировании экономики с 1992 г. произошел слом государственной машины управления, становление нефтяной олигополии происходило не всегда цивилизованными способами.
Право продажи нефти и нефтепродуктов за рубежи страны получили более 120 организаций, частных компаний и совместных предприятий. Конкуренция обострилась между российскими продавцами нефти. Число демпинговых и неконтролируемых сделок постоянно увеличивалось. Цена на российскую нефть упала почти на 20%, а объем экспорта оставался на рекордно низком уровне 65 млн т в 1992 г.
Широко распространилась практика освобождения от уплаты экспортных пошлин как профессиональных торговых компаний, так и многих администраций регионов, государственных структур, различных общественных организаций. В целом в 1992 г., по данным Главного управления по экономическим преступлениям МВД России, от экспортных пошлин освобождалось 67% вывозимой нефти, что лишало бюджет поступлений на сумму около 2 млрд долл.
Реферат опубликован: 6/05/2009