Страница: 2/5
Бюджетный процесс состоит из трех стадий: (Рис 1.)
Рисунок 1 |
I. Первая стадия - составление проекта бюджета, представляет собой деятельность по разработке пакета документов (проекта бюджета), либо приятием соответствующий правовых актов (Закон, Постановления, Решения сессии местного совета).
II. Вторая стадия - рассмотрение и утверждение, начинается с момента предоставления проекта бюджет на рассмотрение в Верховный совет или Местные советы и завершается принятием Закона о государственном бюджете либо решением сессии Местного совета на планируемый год.
III.Третья стадия - исполнения и составления отчета об исполнении начинается с 1 января планируемого года и завершается утверждением отчета об исполнении бюджета.
Составление бюджета.
Порядок и сроки составления проекта бюджета (государственного) определяет Кабинет Министров Украины. Сроки представления на рассмотрение и утверждение устанавливает Президент Украины или Президиум Верховного Совета Украины. По местным бюджетам эти функции принадлежат местной администрации и соответствующему Совету народных депутатов.
Верховный Совет не позднее 15 июня текущего года разрабатывает и представляет Президенту Украины на рассмотрение специальное постановление (бюджетную резолюцию) об основных направлениях бюджетной политики на наступающий бюджетный год (ст.26 Закона «О бюджетной системе Украины»).
Согласно ст.7 Закона Украины «О бюджетной системе Украины» в редакции от 29.06.95 г. и конституционно закрепленных полномочий (ст.96 Конституции Украины), Кабинет Министров Украины не позднее 15 сентября каждого года представляет на рассмотрение Верховного Совета Украины проект государственною бюджета Украины и отчет о его исполнении. Следовательно, стадия составления проекта государственного бюджета Украины завершается в момент представления его Кабинетом Министров Украины - Верховному Совету Украины для последующего рассмотрения и утверждения (п.4 ст.85 Конституции Украины). По местным бюджетам проекты администрация представляет местному Совету народных депутатов.
Проект Закона Украины о бюджете Украины на соответствующий бюджетный год должен соответствовать «Правилам оформления Закона Украины о государственном бюджете Украины» утвержденным Постановлением Верховного Совета Украины от 06.05.96 г. № 170, которые определяют основные требования предъявляемые к проекту Закона Украины о бюджете.
Работа по составлению проекта бюджета, как правило, начинается за пять - шесть месяцев до начала планируемого года.
Проект бюджета составляется на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства или отдельного региона. При разработке государственного бюджета в основу принимаются научно обоснованные экономические нормативы, проекты сводных балансов доходов и расходов, сводные сметы расходов министерств и ведомств, балансы доходов и расходов предприятий и учреждений, состоящих на республиканском бюджете не входящих в состав министерств и ведомств.
Проект государственного бюджета по техническому оформлению представляет собой пакет расчетов по доходам и расходам, построенных в полном соответствии с бюджетной классификацией по разделам, главам, параграфам и статьям, отражающих экономическое содержание включаемых мероприятий. Юридическое значение проекта бюджета состоит в том, что разработка его осуществляется на основе финансово-правовых норм действующего законодательства по доходам - системы налогообложения и устанавливаемых обязательных платежей; ставок налогообложения, применяемых льгот, сроков уплаты, по расходам - научно-обоснованных и утвержденных экономических нормативов; установленного порядка финансирования отраслей народного хозяйства и отдельных мероприятий.
Рассмотрение и утверждение бюджета.
Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета. Представленный Верховному Совету проект государственного бюджета передается постоянной комиссии по вопросам планирования, бюджета, финансов и цен для рассмотрения и подготовки проекта к утверждению.
Реферат опубликован: 15/10/2009