Страница: 2/10
4. Методы государственного регулирования рыночной экономики.
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления ( фонды, талоны, купоны и т. д. ), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и , опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы , то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает , что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо , но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование , не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
Такие методы характерны прежде всего для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий , централизованного распределения материально-технических , финансовых , кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений .
Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества . Непосредственное государственное управление рядом отраслей , объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям , имеющим жизненно важное значение для экономики и общества , представляющим общественную опасность , нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые , водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения , а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности . Следует однако отметить , что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается , меняется их содержание и задачи , которые они решают .
Административные методы включают : финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических , экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.
Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций , субвенций , субсидий. Дотация – это денежные средства , выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям , организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности . Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия .
Реферат опубликован: 17/09/2008