Страница: 7/19
В условиях Украины общественные блага и услуги финансируются за счет налогов. Из местных бюджетов финансируются также и те локальные общественные блага, которыми могут пользоваться не только жители данного региона.
Одинаковые шансы разных регионов в конкуренции за размещение предприятий и людей, предусматривает, что средства, которые приходятся в отдельных областях на финансирование локальных общественных благ и услуг в расчете на душу населения, будут использоваться по назначению. Фактически на Украине сегодня противоположная ситуация (см. табл. 2).
При распределении доходов между различными уровнями государственной системы должны быть решены три группы взаимосвязанных вопросов: 1) компетенции в отрасли налогового законодательства; 2) права на получение конкретных видов налогов или их части в соответствующий бюджет; 3) права на управление налогом (определение налогооблагаемой суммы и взымания с нее). Установленное таким образом распределение доходов должно благоприятствовать или хотя бы не мешать решению тех экономических задач, которые были определены для центрального либо регионального уровней власти.
В тех случаях, когда есть необходимость выравнивания финансовых возможностей региона, должны быть решены следующие вопросы:
- что понимать под финансовыми возможностями и финансовыми потребностями регионов;
- с помощью каких индикаторов они могут быть измерены;
- на основании каких формул доходы перераспределяются.
Такое распределение доходов может происходить как между государственным и местными бюджетами, так и между бюджетами одного уровня.
В случае субсидирования не всех без исключения, а лишь отдельных региональных бюджетов необходимо определить, относительно какого критерия (числа жителей, уровня региональных доходов, конкретных видов деятельности, касающихся социально-экономического развития регионов) будут направляться средства из государственного бюджета.
III. Актуальные вопросы реформы системы налогообложения.
Оплата труда регулируется издержками воспроизводства рабочей силы, а распределение дохода между предприятием и бюджетом всегда осуществляется из величины прибыли. Если налог установлен непосредственно к величине прибыли, то не возникает особенных проблем, независящих от динамики величины прибыли и оплаты труда. Но в случаях распределения на основе валового дохода, когда налог установлен к одной величине, а отчисления должны производиться с другой, возможны и отдельные несогласования.
Размер прибыли колеблется в зависимости от воспроизводственного процесса на предприятиях, от того, на какой фазе находится воспроизводство основных фондов, как идет процесс обновления продукции и ее номенклатуры. Под воздействием этих факторов прибыль может уменьшаться вплоть до нуля, или резко возростать при относительной стабильности трудозатрат, или при их росте. Динамика валового дохода является итоговой величиной разнонаправленного движения его составляющих. Проанализируем, как сокращается прибыль и растут расходы на оплату труда. Возьмем первый вариант. Он характерен для предприятий, функционирующих в относительно стабильных условиях. Отчисления в бюджет осуществляются из прибылей независимо от того, отчисляются они в процентах от прибыли или от валового дохода.
Для предприятий, переходящих на выпуск новой продукции, характерен второй вариант. Увеличивается доля трудозатрат в составе валового дохода, отчисления в бюджет в процентах от прибыли сокращаются пропорционально уменьшению величины последней. В то же время отчисления в бюджет в процентах от валового дохода неизменны и поэтому практически забирается вся величина прибыли предприятия.
Для предприятий, осваивающих выпуск качественно новой продукции, характерен третий вариант. Увеличиваются материальные расходы, увеличиваются и трудозатраты по сравнению с первым вариантом, прибыль резко сокращается. Если отчисления в бюджет осуществляются в процентах от величины прибыли, то и они соответственно сокращаются. Если отчисления устанавливаются в процентах к валовому доходу, то отчисления забирают всю величину прибыли и частично осуществляются за счет средств на оплату труда. Поскольку предусматривается, что величина средств на оплату труда соответствует общественно необходимым издержкам воспроизводства рабочей силы, то в третьем варианте оплата труда ниже издержек воспроизводства. Данную ситуацию можно исправить, используя резервный фонд и систему кредитов, но это не выход из положения. В рыночной экономике это сразу негативно повлияет на состояние предприятия. Нужно поддержание цен на необходимом для стабильной оплаты труда уровне, что уже доказана практика. Только при наличии рынка труда, потребления, средств производства, а также их сбалансированности можно достичь необходимого уровня воспроизводства рабочей сипы.
Реферат опубликован: 14/12/2007