Денежно-кредитная политика России

Страница: 3/5

Сбережения: Инвестиции:

Для покрытия и обслуживания государственного дома правительство вынуждено использовать принцип пирамиды, когда размер первоначально привлеченных денежных средств вместе с начисленными по ним высокими процентами закрывается новой эмиссией ценных бумаг на более высокую сумму. Этот процесс может быть бесконечным. Для покрытия текущего дефицита бюджета практически государство использует примерно 90% свободных денежных ресурсов, т.е. денежные средства, которые могли бы использоваться непосредственно в производстве в качестве инвестиций, поглощаются государством. В российской экономике возникла новая спираль: долги - их обслуживания - еще большие долги. Об этом свидетельствуют данные об объеме государственного внутреннего и внешнего дома России.

Дом:

1.01.96 г.

1.01.97 г.

1.01.98 г.

внутренний (млрд. руб.)

184249

379570

687775

внешний

(млрд. руб.)

120,40

127,40

136,20

Для оживления инвестиций в реальный сектор экономики необходим другой механизм использования сбережений. Последние, прежде им попасть в производство, должны быть сконцентрированы в банковской сфере. Государство стимулирует не инвестиционную деятельность банков, а операции в сфере обращения и одновременно резко увеличивает темпы прироста внутреннего дома России. Денежно-кредитная политика по подавлению инфляции не вызвала перелива капитала в производственный сектор, а привела к подавлению платежного спроса. Предъявляя спрос на кредит для покрытия дефицита бюджета, правительство и местные органы власти обостряют конкуренцию на стороне спроса, способствуя повышению цены на кредит, что неизбежно отражается на процентных ставках в сторону их увеличения.

Хронический бюджетный дефицит подталкивает его уделять проблемам государственных расходов особое внимание. Причем оно не решается проводить активную бюджетную и денежную политику, поскольку считает, что тем самым вызовет гиперинфляцию. Правительство исходило в своей денежной политике из того факта, что основной причиной бюджетного дефицита являются высокие расходы государства. И это действительно так. Совокупные государственные расходы по отношению к ВВП остаются самыми высокими в мире. В 1996 году они составили 50%, а по прогнозу на 1997 год уменьшатся лишь на 5%. Эта цифра включает как бюджетные (федеральные и местные), так и небюджетные расходы, включая государственные закупки, доля которых в 1996 году составила 24% от ВВП. Однако дефицит бюджета в России является следствием кризиса неплатежей.

Рост государственных расходов не обязательно должен повлечь скачок инфляции. Дело в том, что российский рынок уже обладает способностью в короткие сроки увеличивать предложение товаров и услуг в соответствии с возросшим спросом. Причем некоторый рост цен не может оказать существенного влияния на развитие экономики. Самой сложной проблемой является неуклонное падение капиталовложений в реальную экономику. Инвестиции занимают основное место в денежно-кредитной политике. Чтобы добиться подъема экономики, необходимы капиталовложения. Но они возможны в условиях роста производства. Возникает замкнутый круг. Чтобы его разорвать, следует увеличить инвестиции со стороны государства. Однако здесь необходимо соблюдать выборность. Прежде всего следует предвидеть, в какой степени они будут стимулировать рост экономики. Значит, в первую очередь нужно финансировать проекты, которые в кратчайший срок обеспечат рост поступлений в бюджет. Правительству придется ограничить импорт не только потребительских товаров, но и оборудования. Такой протекционизм будет способствовать кратному развитию отечественного производства.

Реферат опубликован: 24/02/2007