Страница: 5/9
Анализ взаимосвязи и взаимозависимости основных компонентов закона денежного обращения служит ключом к пониманию инфляционного механизма и разработке методов его регулирования. Однако отсутствие многих статистических данных нередко искажает сведения об уровне инфляции. Общепринятый обобщающий показатель инфляции – рост цен на товары и услуги.
В условиях планово – централизованной экономики официальный рост цен на уровне 4 – 8% в год сочетался с товарными дефицитами. Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения нарастал с 60-х годов и вызвал взрыв на потребительском рынке в конце 80-х годов. Ажиотаж спроса спонтанно охватывал то одну, то другую группу товаров, включая сахар, мыло, стиральные порошки, зубную пасту и даже спички и соль. Проявлением инфляции стали очереди в магазинах и талоны на дефицитные товары. В условиях скрытой инфляции в конце 80-х годов проявился один из парадоксов административно-плановой экономики: торговля без коммерции. Торговля частично превратилась в рационирование распределения дефицитных товаров (выездная торговля на предприятиях, талоны). Инфляционные ожидания усиливали «бегство» от денег к товарам. Возникли огромные запасы на предприятиях и домашние «склады». Призывы к проведению денежной реформы усугубляли этот ненормальный процесс.
С либерализацией цен в 1992 г. инфляция из скрытой стала явной и галопирующей. Некоторые отечественные экономисты распространяли ошибочные взгляды, что «к инфляции нужно относиться совершенно спокойно». Между тем исторический опыт России и мировой опыт свидетельствует, что инфляция по мере ее углубления из временного стимулятора экономического роста превращается в тормоз, подрывая движущие силы развития экономики.
С таким тяжелым наследием страна вступила на путь перехода к рыночной экономике. Проблема инфляции сразу оказалась в центре структурных изменений хозяйственного механизма. Стало очевидно, что нельзя управлять экономикой инфляционными методами. Чем длительнее и сильнее рост цен, тем больше предприниматели и население учитывают инфляционные ожидания в своей деятельности. Их предвосхищение усиливает процесс «самодвижения» инфляции.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции.
Мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста.
Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.
Общеэкономические меры. 1. Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т.д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений.
2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики – с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.
3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. «Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5 до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на Западе создает 50 – 55% ВВП, а в России – лишь около 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.
Важную роль в регулировании инвестиции признаны сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%).
Реферат опубликован: 30/04/2008