Трансформаторы

Страница: 4/5

Броневые магнитопроводы собирают из пластин Ш-образной формы и прямоугольных пластин, замыкающих Ш-образную пластину. Эти магнитопроводы имеют один стержень, на котором располагают все обмотки трансформатора. Сборка броневого магнитопровода произ­водится так же, как и магнитопровода стержневого типа, описанного выше.

Поскольку в броневом магнитопроводе обмотка разме­щается на среднем стержне, магнитный поток разветвля­ется на правую и левую части и, таким образом, в крайних стержнях его значение будет в 2 раза меньше, чем в цент­ральном; это позволяет уменьшить сечение крайних стерж­ней в 2 раза по сравнению с центральным. собирают из отдельных штампованных колец, покрытых изолирующим лаком; сборка произ­водится с помощью намотки на па­кет пластин ленточной лакоткани. Этот магнитопровод обладает наи­лучшими магнитными свойствами:

наименьшее магнитное сопротивле­ние, минимальные индуктивность рассеивания и чувствительность к внешним магнитным полям, однако изготовление обмоток в данном слу­чае может производиться только на специальных станках челночного типа или вручную.

Ленточные магнитопроводы стержневого и броневого типа собираются из отдельных, соединяемых встык, магнитопроводов подковообразной формы, а затем стягиваются специ­альными накладками (хомутами). Такая конструкция маг­нитопровода значительно упрощает сборку трансформато­ра. Ленточные магнитопроводы по сравнению с пластинча­тыми допускают магнитную индукцию на 20—30 % выше, потерь в них меньше, заполнение объема магнитопровода и КПД трансформатора выше. По этим причинам ленточ­ные магнитопроводы находят все более широкое приме­нение.

Тороидальные ленточные магнитопроводы изготавливают путем навивки ленты на оправку заданного размера. Обмотки трансформатора производятся на намо­точных станках челночного типа.

Рис. 1.1 Конструкция магнитопроводов трансформаторов

Обмотки трансформатора выполняют из мед­ного или алюминиевого изолированного провода. При изготовлении катушки с обмотками предусматриваются изолирующие прокладки: межобмоточ­ная , межслойная и внешняя.

При диаметре провода более 1 мм каркас выполняется из электрокартона, а отдельные слои обмотки перевязыва­ются хлопчатобумажной лентой.

Обмоточные провода маркируются по диаметру, виду изоляции и нагревостойкости.

Для повышения электрической прочности трансформа­торы после сборки пропитывают электроизоляционными лаками, а иногда заливают специальными компаундами.

В трансформаторах средней мощности ближе к стерж­ню располагают обмотку низшего напряжения. Это позво­ляет уменьшить слой изоляции между обмоткой и стержнем, а также создает лучшие условия охлаждения обмотки низшего напряжения, по которой протекает больший ток.

В низковольтных трансформаторах (до 100 В) малой мощности ближе к стержню помещают обмотку высшего напряжения. Эта мера позволяет уменьшить стоимость трансформатора, так как средняя длина витка обмотки выс­шего напряжения, выполняемой из дорогостоящего провода малого сечения, получается в этом случае меньше.

В высоковольтных трансформаторах (свыше 1000 В) применяется раздельное расположение обмо­ток на стержнях магнитопровода.

В низковольтных трансформаторах обмотки располага­ются в соответствии с рис.1.2,б

Рис. 1.2 Расположение обмоток на каркасе:

а – в высоковольтном трансформаторе; б — в низковольтном; в — в броневом

Достоинство такого рас­положения обмоток—небольшое значение магнитного по­тока рассеяния из-за меньшей толщины намотки и неболь­шой расход обмоточных проводов, так как снижение толщины намотки ведет к уменьшению средней длины вит­ка обмотки.

В трансформаторах с броневыми магнитопроводами обмотки располагаются на одном стержне.

В трехфазном трансформаторе на каждом из стержней располагаются первичная и вторичная обмотки данной фазы.

В тороидальных трансформаторах обмотки располага­ются по всей длине магнитопровода.

Стержневые и броневые магнитопроводы с находящи­мися на них обмотками собирают в узел с помощью шпи­лек и накладок либо путем запрессовки в ско­бу.

Тороидальные магнитопроводы с находящимися на них обмотками собирают в узел и крепят к шасси с помощью крепежных шайб и винта с гайкой.

В конструкции трансформатора должна быть предусмотрена панель, к которой припаиваются выводы обмоток. Корпус трансформатора (накладки, обоймы, скобы) элек­трически соединяется с магнитопроводом и заземляется. Эта мера необходима из соображений техники безопасно­сти на случай пробоя одной из обмоток.

6. Маркировка трансформаторов

Каждый трансформатор снабжен щитком из материала, не подверженного атмосферным влияниям. Щиток прикреплен к баку трансформатора на видном месте и содержит его номинальные данные, которые нанесены травлением, гравировкой, выбиванием или другим способом, обеспечивающим долговечность знаков. На щитке трансформатора согласно ГОСТ 11677-65 указаны следующие данные:

Реферат опубликован: 16/12/2006