Денежная система

Страница: 14/19

2) поступление налогов и сборов с населения;

3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;

4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг;

5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения актив­ной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении объема кре­дитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;

6) общин дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного де­фицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит носит относи­тельный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия либо путем пря­мого кредита правительству от Центрального банка, либо путем приобретения Цен­тральным банком государственных ценных бумаг. В любом случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег;

7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует увеличе­нию предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное сальдо торго­вого баланса - важный элемент денежно-кредитной политики, способствующий увели­чению предложения денег;

8) кроме торгового баланса предложение национальной валюты зависит от других статей платежного баланса (см. гл. 24). Так, отрицательный баланс операций с капита­лом и финансовыми инструментами в 1994-1997 гг. (-60,2 млрд. долл.) даже при уве­личении внешнего финансирования за этот период (46,7 млрд. долл.) и использованных кредитов и займов МВФ (11,8 млрд. долл.) показывает, что вывоз капитала из страны превышает его ввоз, что создает дополнительную нагрузку на денежное обращение и увеличение предложения денег;

9) состояние баланса Центрального банка. Например, в 1997 г. Центральный банк активы в виде кредитов Минфину заменил активами в виде операций с ценными бума­гами. Их доля увеличилась с 26,6% на 1 января 1997 г. до 44,2% на 1 декабря 1997 г. Такая операция поставила баланс Центрального банка в зависимость от состояния фон­дового рынка, кроме того, увеличились затраты Минфина на обслуживание госдолга. Последовавший в 1998 г. (август) финансовый кризис потребовал от ЦБ дополнитель­ных ресурсов на реструктуризацию долга, что и осложнило формирование в 1999 г. денежной массы (М2).

Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз кассовых оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными уч­реждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность или избыток денег, т.е. эмиссионный результат. Эмиссия денег (по международной терминологии - сеньораж) - это самостоятельная категория, тесно связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата. Эмиссия - результат спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия де­нег. Представление о масштабах денежной эмиссии дают данные табл. 2.5.

Таблица 7.5

Денежная эмиссия

(трлн. руб.)

1994 г.

1995 г.

1996 г.

I квартал

2,7

-0,9

7,2

1-е полугодие

10,5

19,2

25,1

9 месяцев

16,7

30,6

18,6

Год

23,2

45,6

29,6

Эти данные в сопоставлении с данными, приведенными в табл. 2.1, о сумме налич­ных денег (М0) показывают, что эмиссия оказывает влияние на количество наличных денег (М0) с некоторым лагом. Так, эмиссия в 1994, 1995 гг. была больше суммы на­личных денег в эти годы, но меньше их суммы в последующем году: в 1994 г. М0 со­ставил 13,3 трлн. рублей, а эмиссия - 23,2 трлн., в 1995 г. М0 - 36,5 трлн., а эмиссия -45,6 трлн. руб. В 1996 г. произошло такое насыщение денежного оборота, что эмиссия существенно сократилась до 29,6 трлн. руб., а масса наличных денег составила 80,8 трлн. руб.

Реферат опубликован: 11/10/2008