Страница: 2/28
Частные причины объясняют необходимость денег в конкретной общественно-экономической формации. Общие и частные причины не исключают, а дополняют друг друга. Частные причины:
1. Непосредственный труд каждого производителя является частным трудом. Общественное признание труда возможно только через обмен, таким образом общественный характер труда скрыт, т. е. деньги необходимы для соизмерения затрат на создание продукта.
2. Неоднородность труда, обуславливающая распределение материальных благ в зависимости от затрат человека.
3. Уровень развития производительных сил предопределяет распределение материальных благ по затратам энергии.
4. Труд не стал первой жизненной необходимостью каждого члена общества, следовательно требуется стимулирование затрат труда. Наиболее действенный метод – материальное стимулирование.
5. Наличие разных форм собственности на средства производства и продукты труда.
6. Несознательное отношение некоторых членов общества к потреблению материальных благ.
7. Наличие международного разделения труда, международных экономических связей, требующие эквивалентного обмена продуктами труда между странами.
3.Финансовая система и ее звенья. Финансовый контроль.
Финансы (Ф) - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества. С помощью Ф удовлетворяются различные государственные и общественные потребности: образование; наука; оборона; затраты на социальные цели; улучшение воспроизводства капитала и т.д.
Финансовые отношения могут быть поделены на три сферы: 1)Ф предприятий, 2)страхование, 3)государственные Ф. Внутри каждой из сфер выделяются звенья. В сфере Ф предприятий можно выделить следующие звенья: а)Ф предприятий, функционирующих на коммерческих началах, б)Ф учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, в)Ф общественных объединений. В страховой сфере в качестве звеньев выступают: а)социальное страхование, б)имущественное страхование, в)личное страхование, г)страхование рисков. Звенья сферы государственных Ф: а)гос бюджет, б)внебюджетные фонды, в)гос кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны и образуют финансовую систему. Каждое звено фин системы подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой. Так, в составе Ф предприятий, действующих на коммерч основе в зависимости: 1)От отраслевой направленности могут быть вычленены Ф промышленных, сельскохоз , торговых, транспортных предприятий; 2)От формы собственности: Ф гос, частных, акционерных предприятий, и т.д. В сфере страховых отношений каждое из звеньев делится далее в зависимости от вида страхования. В составе государственных Ф деление внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем гос управления: федеральный, субъектов федерации, местный.
Финансам присущи две функции: 1)Распределительная - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. 2)Контрольная функция. Благодаря этой функции Ф общество знает а)как складываются пропорции в распределении денежных средств; б)насколько своевременно финанс ресурсы поступают в распоряжение субъектов хозяйствования, в)насколько экономно и эффективно они используются. Фин контроль является формой контрольной функции Ф. Фин контроль- это совокупность действий и операций по проверке фин деятельности субъектов хозяйствования и управления. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают: государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый(аудиторский) контроль. Гос контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный осуществляют органы гос власти иу управления. Ведомственный проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов и т.д. Внутрихозяйственный фин контроль осуществляется экономическими службами предприятий. Независимый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Субъектами фин контроля являются органы и организации, наделенные контрольными функциями. При законодательных органах создаются контрольные палаты. В составе министерства финансов функционируют контрольно-ревизионные управления. Госкомиссии, министерства и ведомства проводят контроль ревизорским аппаратом. Органы оперативного фин контроля- налоговые инспекции. Аудиторские фирмы осуществляют аудиторский контроль.
Реферат опубликован: 16/02/2009