Страница: 5/6
Чековые вклады. Хранение денег на текущих вкладах получило наибольшее распространение в развитых странах, так как это безопасно и удобно. Поскольку выдача чека требует передаточной подписи, кража или утеря чековой книжки не столь трагична, как потеря той же суммы наличных денег. Кроме того, чек удобно использовать при операциях с крупными суммами. В силу этих причин деньги безналичного расчета стали основной формой денег. В долларовом выражении с их помощью осуществляется более 90% всех сделок.
В условиях товарного производства задача денег - обеспечить движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Количество денег, необходимых для обращения, может быть выражено следующей формулой:
Σ ЦТ - К + П - ВП
КД = ------------------------------- , где
n
Σ ЦТ - сумма цен товаров, подлежащих реализации.
К - кредит
П - платежи, по которым наступил срок погашения
ВП - взаимопогашающиеся платежи
n - количество оборотов, которое делает денежная единица за 1 год.
Предыдущее обсуждение функций денег предполагало две основные причины того, что существует спрос на деньги.. Первая причина состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок на приобретение товаров и услуг. Необходимые для этой цели деньги называют спросом на деньги для сделок. Вторая причина, по которой держат деньги, вытекает из их функции как средства сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах - в виде акций, облигаций или денег. Следовательно существует спрос на деньги со стороны активов.
Из всего сказанного следует, что главной «опорой» бумажных денег является способность государства сохранять относительную стабильность стоимости денег. Это предполагает, во-первых, проведение разумной денежной политики и во-вторых - контроль или регулирование денежного предложения. Уже в начале XIX века появились теории стабилизации денежных отношений. Наиболее известной является «теория металлических денег». Основная идея этой теории заложена в том, что золото имеет высокую стоимость и потому не обесценивается. В связи с этим, чтобы избежать обесценения бумажных денег, необходимо добавить в обращение золотых денег или уменьшить количество бумажных. В России эту теорию использовали в 1897 г.
«Количественная теория денег», разработанная Фишером, основана на том, что необходим разумный подход государства к работе с деньгами. Эту теорию можно выразить следующей формулой:
MV = P*Y, где
М - денежная масса
V - скорость обращения денег
Р - средний индекс цен
Y - реальный объем производства товара.
Эта формула говорит о том, что M и V должны быть равны сумме товарной массы. Эта теория была использована в США при выходе из депрессии в 30-е годы.
«Кейсианская теория денег» основана на том, что рыночная экономика является неустойчивой системой, поэтому государство должно ее регулировать. Количество денег, обращающихся в стране, зависит от изменения спроса потребителя на товар. Она характеризуется следующей формулой:
ВНП = РН + И + ГР + Э, где
ВНП - валовый национальный продукт
РН - расходы населения
И - инвестиции
- государственные расходы на закупку товаров и услуг
Э - экспорт
Эта теория широко применялась в 60-70 годы нашего столетия.
Суммируя все сказанное выше, можно сделать следующие выводы:
1. В экономике развитых стран деньги являются по существу долговыми обязательствами государства, коммерческих банков и сберегательных учреждений.
2. Эти долговые обязательства успешно выполняют функции денег до тех пор, пока их стоимость или покупательная способность относительно стабильна.
3. Стоимость денег уже не основывается на определенном количестве драгоценных металлов, как было раньше, она определяется скорее количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на рынке за деньги.
4. Ответственность государства за стабилизацию стоимости денежной единицы предполагает
n проведение соответствующей политики
n эффективный контроль за предложением денег.
Литература.
1. Алмазова О. Л., Дубоносов Л. А. Рынок против рынка. - Финансы и статистика, 1993.-336 с.
2. Бобунов Леонид К. Лекции по предмету «денежное обращение, финансы и кредит»
3. Гуркина Г. Д. Лекции по предмету «экономическая теория».
4. Иванов Е. В. Лекции по предмету «макроэкономика»
5. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 - М.: Республика, 1995. - 400 с.: табл., граф.
Реферат опубликован: 9/02/2010