Страница: 1/4
18 век во Франции – время упадка и разложения абсолютистской монархии и подъема средних классов. После смерти Людовика 14 наступило время регентства Филиппа Орлеанского (1715-1723) в виду того, что новому наследнику престола Людовику 15 было только 5 лет. Время регентства отмечено разгулом и аморальностью нравов оно диаметрально противоположно ханжескому укладу жизни при Людовике 14. В последствие оказалось, что ни Людовик 15, оставивший миру афоризмы «На мой век хватит» и «После меня хоть потоп», хорошо характеризующие качество его правления, ни Людовик 16 не смогли поправить пошатнувшееся положение Франции в начале 18 века, приведшее к Буржуазной Революции. Между сословиями наблюдалась огромная пропасть: дворянское сословие обладало большим количеством привилегий, владело почти всей землей и не платило налоги, в то время как крестьяне, задавленные налогами, разорялись, нищенствовали и умирали с голоду. Буржуазия, хотя и становилась процветающим классом, ей было тесно в рамках абсолютизма.
В целом основной идеей жизни Франции 18 века была борьба с политической, культурной и общественной системой абсолютизма, окончившаяся Великой Французской революцией, которая окончательно уничтожила следы феодализма и привела к победе буржуазию.
18 век также называют эпохой Просвещения, так как это время активной деятельности просветителей. Просвещение ворвалось во все сферы жизни Франции. Культура, политика, общественная жизнь ощутили на себе влияние деятельности просветителей. Подарив миру девиз «Свобода, равенство и братство» они старались создать свою модель государственного устройства, основанную на справедливости, где свобода человека и уважение к личности были бы краеугольным камнем. Одним из важнейших аспектов в структуре мировоззрения просветителей была церковь и их отношение к религии. Первоначально они были деистами в отношении к Богу, отводя ему роль первоначального создателя всего. Но позже, во второй половине 18 века, главенствующее место занял атеизм, материалистически объясняющий происхождение мира. Все надежды просветителей связывались с человеческим разумом и изменением сознания людей. Движущей силой прогресса считались не экономические причины, а развитие науки и накопление знаний. В философии основой Просвещения стал материализм, тесно связанный с развитием наук и накоплением фактического материала. Особенно развились естественные науки.
Среди всех сфер деятельности выразительнее всего идеи Просвещения отразила литература. Для 18 века был характерен просветительский классицизм, базировавшийся на классицизме 17 века. Старые литературные формы были наполнены новым содержанием, появились новые жанры такие как философский роман, гражданская трагедия, политический философский трактат, которые обусловились преобладанием публицистических, пропагандистских, сатирических тенденций.
Как было сказано выше, большинство жанров литературы претерпело некоторые изменения в новых условиях. Эпоха Просвещения отличается наличием большого количества многотомных произведений, собраниями сочинений и можно сделать вывод, что жанр романа имел большое значение для литературы 18 века. В это время появляется несколько новых разновидностей романа. Роман нравов, отражающий социальные и моральные закономерности жизни, основоположником которого во Франции был Ален Рене Лесаж, философский роман-трактат и реально-психологический роман, обсуждающий существенные проблемы человеческого бытия, основоположник которого Пьер Карле де Шамблен де Мариво.
Реально-психологическим романом является произведение Антуана Франсуа Прево «Манон Леско». Прежде чем приступить разбору поставленной темы следует сказать пару слов об авторе произведения. Личность Антуана Франсуа д'Экзиля Прево весьма необычна, его биография напоминает жизнь авантюрных героев полную приключений, стремительных взлетов и падений. Достаточно сказать, что в 22 года Прево успел побывать 2 раза солдатом и 2 раза монахом, чтобы получить представление о его характере. Первый раз Прево пошутил, когда родился 1.04.1697г. в семье нотариуса в Эдене. В 1711 году отец его отдает в иезуитский колледж, где он учится до 1715 года, после чего он попадает в полк на военную службу. Проносив 2 года мундир, он делает попытку вернуться к иезуитам, но памятуя его уход, они ему отказывают в этом. Добившись все же разрешения вторичного вступления в монастырь, Прево, наверное, стал бы хорошим монахом, если бы на свете не существовало женщин и мирских радостей. Сбежав вторично из монастыря, он вновь ненадолго оказывается в армии, и поступает через некоторое время в монастырь бенедиктинцев. Несколько лет он переходит из одного монастыря в другой и в 1726 получает сан священника. В 1728 году выходят первые тома «Записок знатного человека», из-за которых Прево вынужден бежать в Англию, перейдя попутно в протестантизм. Далее он кочует из страны в страну, пока вновь не возвращается во Францию, перейдя снова в католичество. 40-е годы писателя проходят относительно спокойно в работах над переводами, руководстве различными изданиями. Он общается с известными писателями, философами. Преклонные годы Прево проходят достаточно спокойно. Смерть Прево наступила, видимо, от апоплексического удара 26.11.1763 г.
Реферат опубликован: 16/10/2009