Страница: 1/4
Оноре де Бальзак, знаменитый французский писатель. Родился 8(20) мая1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь — это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество проникнуто стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.
Бальзак унаследовал мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Он пишет под псевдонимом ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его сочинений.
В то же время в нем просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 — 1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые он должен был уступить своим компаньонам.
Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах «Карикатура» и «Силуэт».
Известность Бальзака начинается с появлением в 1829 году его романа «Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800». С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет «величайшее собрание документов о человеческой природе». Он типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 — 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.
Появившиеся в начале тридцатых годов романы «Шагреневая кожа», «Тридцатилетняя женщина» и особенно «Евгения Гранде» (1833) доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год.
Из его многочисленных романов наиболее известны: «Сельский врач», «В поисках абсолюта», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Сельский священник», «Хозяйство холостяка», «Крестьяне», «Кузен Понс», «Кузина Бетта».
Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал «Человеческая комедия», и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.
Реферат опубликован: 24/03/2006