Страница: 7/8
Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием «огненных» душевных переживаний героини:
.Пленник милый,
Развесели свой взгляд унылый,
Склонись главой ко мне на грудь,
Свободу , родину забудь.
Скрываться рада я в пустыне
С тобою , царь души моей !
Люби меня .
Но «огню» в поэме был противопоставлен «холод» а иногда и «окаменелость». Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел , что он уже не может разделить пылкое чувство :
Умер я для счастья ,
Надежды призрак улетел ;
Твой друг отвык от сладострастья ,
Для нежных чувств окаменел .
Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви , которая не принесла ему счастья. Мы узнаём , что это была любовь неразделённая , что герой «не знал любви взаимной : любил один , страдал один». Эта тема влекла за собой другую тему—ревности героини. Черкешенка хотела узнать , кто её соперница:
Но кто ж она,
Твоя прекрасная подруга ?
Ты любишь , русский ? Ты любим?
Но Черкешенка преодолевает ревность—в этом-то и состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника , Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром , когда она идёт освобождать Пленника , Пушкин говорит :
Казалось, будто дева шла
На тайный бой , на подвиг ратный.
В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника , она желает ему счастья и даже соединения с «другой» , хотя её собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенка преодолела ревность в её словах ещё звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к «другой», благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви:
Прости , любви благословенья
С тобою буду каждый час.
Прости - забудь мои мученья ,
Дай руку мне . в последний раз.
Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством, бросающейся в ту самую реку , которую переплывает Пленник , чтобы достичь родины , не похожи на «злую» ревность Заремы и Алеко , которые под её влиянием совершают убийство.
По мысли Пушкина , злоупотребление страстями ведёт к охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это судьба Пленника. Но нормальная , естественная страсть возвышает человека и даёт ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает , что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.
Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью.
Общее значение «Кавказского пленника» было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.
Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления «внутреннего мира души человека». Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в «Литературных прибавлениях» и журнале «Русский инвалид» такие строки: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»
Реферат опубликован: 28/11/2009