Страница: 20/26
Но существует и третий тип ученых. Это ученые, в руках которых наука превратилась из средства познания мира в орудие наживы. Это касается Барбикена и его друзей. Если в научно-фантастических романах "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны" автор подчеркивал прежде всего бескорыстие Импи Барбикена, Дж. Т. Мастона при изобретении пушки, для полета на Луну, то в романе "Вверх дном" членов балтиморского "Пушечного клуба" обуревает жажда обогащения.
Деловые, практические интересы они ставят выше интересов научных. Барбикен выступает как один из организаторов промышленной кампании по эксплуатации природных богатств Северного полюса. Дело "обещает прибыли, неслыханные в каких бы то ни было предприятиях, торговых или промышленных." [107] Для этого ученые хотят "выпрямить" земную ось. К этому типу ученых относится и профессор Шульце, доктор химических наук, приват-доцент Иенского университета, известный своими многочисленными трудами о различии рас, но именно он призывает "уничтожить этих пигмеев". Он создает город Штальштадт с крупнейшими в мире военными заводами, с целью уничтожить свободный город Франсевилль. Штальштадт рассматривается профессором Шульце как подходящий плацдарм для осуществления далеко идущих планов завоевания мирового пространства. Как правило, Ж. Верн вводит образы ученых третьего типа в свои поздние романы-антиутопии.
Ж. Верн пытался в научно-фантастических романах обойтись бытовыми человеческими образами. Г. Уэллс, идя по стопам Э. По, ввел в свои романы фантастический образ. Это позволило ему сильнее концентрировать мысль. Сначала морлоки и элои "Машины времени", потом люди-звери "Острова доктора Моро", потом марсиане "Войны миров", а рядом человек-невидимка - молодой лондонский ученый, выявивший на своем примере всю сложность отношений науки и общества. "История ученого-злодея в романах Ж. Верна никогда не опутывалась таким количеством социальных связей. У Ж. Верна добро и зло борются, воплотившись в разные образы. У Г. Уэллса они борются в душе одного человека, и зло побеждает, т.к. за ним стоит целое общество." [108] Отойдя от бытовизма Ж. Верна, Г. Уэллс готовил бытовой, но социально более значительный роман об ученом.
В творчестве Г. Уэллса нашла свое наиболее полное воплощение традиция Дж. Свифта. У Г. Уэллса английская действительность представлена не менее гротескно, чем у великого предшественника. Для писателя "наука в окружающем его безумном мире - это страшный Дух разрушения, вызванный к жизни заклинаниями таинств алхимика в сумраке лабораторий .неслучайно будущее в его романах окрашено в зловещий багровый цвет мировых войн и социальных катаклизмов." [109]
Социальная функция науки трактуется Г. Уэллсом в свифтианской традиции. Доктор Моро и Гриффин, принадлежащие к человеческому роду, являются родными братьями марсиан из "Войны миров", которые почти установили на Земле то царство террора, о котором мечтал Гриффин.
В английской литературе есть еще один образ, необычайно близкий этим порождениям фантазии Г. Уэллса. Это мудрые лошади-гуигнгнмы из четвертой части "Путешествие Гулливера" [110]. Их мудрость, так же как и мудрость марсиан Г. Уэллса, носит нечеловеческий характер. Им недоступны человеческие чувства, страсти, желания; их общество основано на принципах бездушного прагматизма, которое проявляется даже в отношении к браку и семье: "У самца ценится по преимуществу сила, у самки - миловидность - ценится не в интересах любви, а ради предохранения расы от вырождения" [111]. В гротескных образах гуигнгнмов, так же как и в образе йеху, звучит предупреждение человечеству, попирающему законы гуманности и справедливости. Именно эта сторона образной системы гуигнгнм развивается у Г. Уэллса в следующих параллелях: Моро - "люди-звери", марсиане - земное человечество.
Г. Уэллс развивает и мотив дуализма человеческой природы, воплощенный Дж. Свифтом в образе гуигнгнмов, йеху и самого Гулливера. "Одним из аспектов символики двуединого образа йеху - гуигнгнм является персонификация животного и духовного начала в человеке. Это прежде всего аллегории, даже символы. Йеху - это аллегория животной сущности человека, гуигнгнм же олицетворяет духовное начало в человеке", [112] - отмечает А. Е. Лебедев. Г. Уэллс создает аналогичные образы. Так, в романе "Остров доктора Моро" люди-звери - символ животной сущности человека, в то время как доктор Моро является аллегорией холодного разума, чуждого многочисленным слабостям человеческой натуры. Соответствие человека-зверя йеху и доктора Моро гуигнгнму очевидно.
В романах "Остров доктора Моро" [113] и "Человек-невидимка" [114] в центре - фигура ученого. Это тем более важно, что в творчестве Г. Уэллса мотив социальной ответственности ученого звучит сильнее, чем в предшествующей литературе, поэтому можно говорить и о новом типе героя-ученого. А.С. Ромм отмечает, что "самым важным для Г. Уэллса оказывается выявление социальных связей, так или иначе изменившихся, переосмысленных после того, как открытие свершилось" [115] . В случае с Гриффином - это его страстная жажда самоутверждения, подавление других, что так решительно не принимает Г. Уэллс. Гриффин начинает с борьбы за себя против человека. "Невидимка, - говорит он себе, - должен установить царство террора. Невидимка должен захватить какой-нибудь город . терроризировать население и подчинить своей воле всех и каждого" [116].
Реферат опубликован: 26/03/2006