Страница: 4/7
В сборнике «Пьесы для пуритан» шоу предлагает вниманию читателей драмы, герои которых не руководствуются сексуальными мотивами. Благородная самоотверженность Ричарда Даджена и природная доброта леди Сесили становятся источником их великодушия и бесстрашия. Политические соображения доминируют и у Цезаря, и у совсем еще юной Клеопатры над другими побуждениями и чувствами. Таким образом, раскрытие всей многогранности человеческих чувств – одна из сильных сторон «Пьес для пуритан». Воззвав к героическому пуританству времен Мильтона и Беньяна, Шоу в то же время заклеймил в своих пьесах пуританство торгашеское, мещанское, убивающее всякую радость жизни.
Драма «Ученик дьявола» - одна из лучших и наиболее сценичных драм Шоу. В ней сочувственно изображена борьба североамериканских колоний за независимость. Эта пьеса насыщена прямым, резким действием, бурными переходами от спокойствия к ужасу и несчастью, трагическим пафосом.
В угрюмом доме американской пуританки миссис Даджен вырос гордый бунтарь, полный любви к людям и ненависти к угнетателям, - Ричард Даджен. Это один из парадоксов живой действительности, которые всегда так привлекали Шоу. В лице миссис Даджен и ее старшего сына противопоставлены затхлое, торгашеское, ханжеское пуританство и «пуританство» героическое, революционное. В пьесе несколько парадоксально освещена и тема призвания - подлинное призвание обнаруживается в решающие моменты жизни. Основной вклад и «поучение» пьесы (во всех «Пьесах для пуритан» имеется своеобразное «поучение») мы встречаем в конце, в словах другого героя, пастора Андерсона: «Только в грозный час испытания человек познает свое истинное назначение…». И хотя Шоу говорит о внезапном раскрытии «призвания», он с первых же сцен отмечает в ремарках и диалогах черты обоих героев, позволяющие предугадать их призвание. Ричард Даджен – аскет и фанатик. Он живет один, окруженный ореолом тайны и ужаса в глазах пуритан. Он тщательно скрывает свое главное чувство – мучительную жалость к детям, плачущим женщинам, страдающим людям, но эта жалость часто прорывается в его действиях и словах. Это человек, рожденный для одиночества и самопожертвования. Пастор Андерсон любит уют и мирное веселье, он женился по любви на хорошенькой женщине и вызвал этим благочестивое негодование своих прихожан. Он втайне купил порох и пистолеты, когда до него дошли слухи о восстании. Речь его остается при всех обстоятельствах спокойной и веской, а в минуту волнения в ней прорывается чисто солдатская резкость: он посылает к черту свой сан и очень иронически реагирует на намерение своей жены молиться. Именно умеренный и осторожный пастор, еще вчера говоривший прописные истины и мирно распивавший чай со своей женой Джудит, а не пылкий Даджен, становится организатором восстания. Он оказывается тем положительным героем – «реалистом», которого предлагает своим читателям Шоу.
Часть своего предисловия к «Пьесам для пуритан», посвященную «Цезарю и Клеопатре», шоу озаглавил: «Лучше, чем Шекспир?». В нем он обрушивается на трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра». Раздражение Шоу направлено в этой статье не столько против Шекспира, сколько против декадентской литературы и искусства, насыщенных эротикой и пессимизмом. Конкретная полемика с трагедией «Антоний и Клеопатра» почти отсутствует в пьесе Шоу. Значительней и глубже полемика с другой трагедией Шекспира «Юлий Цезарь». Именно Цезарь, а не Клеопатра является новой попыткой создания положительного героя – «реалиста». В своей драме устами бога Ра Шоу прямо осуждает кровавую политику империализма, политику захватнических войн. Выступая перед английской аудиторией бог Ра напоминает англичанам, что 20 веков назад в Египте стояла римская армия, как ныне там стоит британская армия. Ра грозит захватчикам гибелью и расплатой. Вся пьеса направлена против войн и насилия. Цезарь воспринимает войну как отвратительную неизбежность, он возмущен вероломным убийством Потина и говорит Клеопатре: «Ты развязала убийство! И убийство будет порождать убийство… пока боги не устанут от крови и не создадут породу людей, которые, наконец, научатся понимать!». В пьесе Шоу Цезарь относится к Клеопатре почти отечески. Его любовь к ней носит характер платонического восхищения, пока не переходит в презрение, вызванное ее коварством. Цезарь и Клеопатра противопоставлены в пьесе как носители различных методов управления. Цезарь – гуманист и осторожный политик. Клеопатра деспотична, полна вероломства, мстительна и недальновидна.
В драме «Обращение капитана Брассбаунда» Шоу пытается доказать, что с кровавым и грязным миром империализма можно успешно бороться не прибегая к активному сопротивлению, только силой доброго примера и глубокой человечности. Для главной героини – леди Сесили, как и для Кандиды, характерно материнское отношение к окружающим; только в экзотических условиях Африки с ним соединяется полное бесстрашие. Леди Сесили равнодушна к опасности и не верит в нее. Она начинает добродушно болтать с пиратами, разбойниками, арабскими фанатиками – и моментально устанавливает с ними наилучшие отношения. В то же время леди Сесили – «реалистка», по терминологии Шоу. Эта наивная «святая» женщина прекрасно разбирается во всех эгоистических побуждениях и экономических расчетах людей. Попытка Шоу разрешить противоречия современности, создав образ благородной и смелой чудачки, покоряющей всех своей добротой, носит утопический характер. В реальных условиях колониальной борьбы и империалистического варварства ее попытки «всех примирить, все сгладить» были бы обречены на провал. Этой «африканской утопией» был завершен цикл «Пьес для пуритан», пронизанных отвращением к насилию и войне.
Реферат опубликован: 23/09/2006