Страница: 6/7
Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах[13].
Зодчество и архитектура в Киевской Руси
Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Давайте в общих чертах рассмотрим планировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки. Надо ли говорить, что у последних отсутствовала архитектура как таковая. Настоящими носителями лучших традиций архитектура и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Давайте же на них и остановим наш взгляд.
Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма «утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма – чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму»(4,78). На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль, давайте подробней остановимся на нём. крестово-купольный храм прямоугольной формы, четырьмя или более столбами его интерьер делиться на продольные (восток – запад) части – нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) – аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находиться главная святыня – престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (спаская церковь ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим «отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм»(1,75).
Вывод (Русь и другие страны)
Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с русским товаром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X, начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы, вводиться единое право. Уже в это время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих стран тогдашнего мира. Но это положение нарушают начавшиеся междоусобицы между русскими князьями. И, в конце концов, это приводит к упадку и последующему татаро-монгольскому игу.
Реферат опубликован: 20/09/2007