Страница: 2/12
Со «шведской» теорией весьма близко перекликается «датская» теория (более известная как – «норманнская»), согласно которой Рюрик был вовсе не швед, а уже «дан-фриз» по имени Рорех, потомок одного из северогерманских племен.
Определенной популярностью среди ученых пользуется точка зрения, согласно которой начало Русской Земли целиком связывается с Киевом. Утверждается, что князь Кий (именем которого назван Киев) был вовсе не вымышленным персонажем, а истинным собирателем древнерусских племен.
Наконец, существует еще один взгляд на историю русского государства, в соответствии с которым Киевская Русь – это лишь этап в истории формирования Руси, и подобных этапов было много.
Все это свидетельствует о том, что «седая» старина русского народа и государства не представляет собой свод бесспорных истин.
Процесс державного строительства Руси в первые века второго тысячелетия тормозился вторжением врагов как с Востока, так и с Запада. Сопротивление Золотой Орде и западным рыцарским войскам положили начало многовековому формированию геополитического евразийского пространства, ставшего твердыней на пути завоевателей как с Востока, так и с Запада. Принципиально новая историческая ситуация для Руси возникла после битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.), где шведы и немцы потерпели поражение. В случае поражения русских судьба Новгородской земли могла бы сложиться иначе, а вся Северо-Восточная Русь могла быть поставлена на край пропасти.
Весьма неоднозначно в исторической науке роль так называемого татаро-монгольского нашествия (XIII – XIV). С одной стороны, оно традиционно ассоциируется с «игом», неисчислимыми бедами славянских народов.
С другой стороны, все чаще высказывается мнение, что заученная нами еще в школе «легенда» о татаро-монгольском нашествии возникла в России около трехсот лет назад. Именно тогда, когда в Петровскую эпоху русские люди стали активно и регулярно посещать Западную Европу. Там они видели комфорт, благополучие и спокойствие: каждый голландский плотник ел суп из своей тарелки, на окнах его дома в горшках росли цветы, в его стране развивались науки, процветало искусство, культивировались публичные зрелища под названием «феатр». Невольные сравнения были не в пользу России. И это вызывало желание понять и объяснить эту разницу, эту отсталость. Удовлетворившее всех объяснение русской «отсталости» нашлось очень быстро. Оказывается все дело в трехсотлетнем татаро-монгольском иге, которое непосильным бременем легло на плечи русского народа и, таким образом, затормозило развитие буквально всех сторон его жизни.
Моментом освобождения Руси от так называемого татаро-монгольского ига считается Куликовская битва. При этом как-то забывается, что это было сражение не столько с Ордой, сколько с мятежником Мамаем, для которого Чингизиды были смертельными врагами. Историческое значение Куликовской битвы велико. Но значение это, по Л.Н.Гумилеву, не в освобождении от «ига», а в том, что на поле боя пришли суздальцы, ростовчане, владимирцы, псковичи, рязанцы, москвичи и ярославцы, а ушли – русские. Поэтому в этнической истории России Куликовская битва считается той рубежной датой, после которой Московская Русь выступила реальностью всемирно-исторического значения.
Современная, уже устоявшаяся точка зрения, без всяких сомнений, требующая назревших поправок, принимает XIV век за рубеж между Древней Русью и появлением трех новых этносов, которых не существовало раньше: великороссов, белорусов и украинцев.
Растущая активность русских князей и ортодоксального христианства была направлена на строительство Руси Святой. В этих условиях Москва смогла перехватить инициативу во внутренних и внешних делах. Границы Московского княжества стали расширяться еще при ордынцах. В 1392 г. к Московскому княжеству были присоединены Нижегородское княжество, в 1463 г. – Ярославль, в 1474 г. – Ростов Великий, а в 1478 г. – Новгород. Вскоре к Московскому княжеству присоединилось сильное и богатое Тверское княжество, затем Псков, Смоленск. Рязань и другие города. Именно в это время в письменных источниках появляется название «Россия», официальный титул главы которой стал «Великий князь». Лишь в 1574 г. Иван IV Грозный был провозглашен первым русским царем.
Юридическим толчком к «собиранию русских земель» можно считать то, что уже в первой половине XIV века Иван Калита, заручившись поддержкой хана Узбека, а потом и его сына Джанибека, возложил на себя обязанность выплаты дани за всю Русь. Таким образом, Москва стала практически неуязвимой с запада. Политика Москвы, выражавшаяся в стремлении к лидерству и утверждения православия, продолжилась и после смерти Ивана Калиты.
Реферат опубликован: 14/01/2009