Страница: 6/14
Этой грамотой закончилась "первобытная" вольная жизнь казаков. И из вольных казаков они постепенно обращаются в войско царское, получающие за свою верную службу жалованье, хотя еще это более напоминает наёмную армию. Но само по себе понятно, что по одной только грамоте не могла измениться вся жизнь и уклад жизни казачества. Больше ста лет прошло, пока успокоились и поняли казаки донские, что с ростом и увеличением могущества Московского царства им нельзя воевать от себя. В разных местах появлялись вольные атаманы, собирали вокруг себя станицу и по тому же принципу, бросая шапку, созывали казаков в поход, помимо воли Московского царя. Людей на Дону становилось всё больше и больше, способствовало этому, как уже говорилось раньше, закрепление крестьян 5 марта 1593 года за землёй и не смирившиеся с таким положением дел бежали к казакам. В это время были две категории казаков:
- "добрые" - имевшие свой скот, имевшие свои дома, получавшие в жалованье из Москвы деньги, сукно, хлеб, порох, свинец
- "голутвенные", "голытьба" одинокие бедняки.
Т.е. как видно уже достаточно четко, просматривается градация между казачьим войском и так называемой "голытьбой" (казачество занимающееся грабежами). Этот факт даёт право судить о том, что казачество уже имеет определённый правовой статус в России, но ещё пока не совсем ясно какой. И с этого времени можно считать, что казачество привносит громадную лепту в укрепление могущества государства Российского, именно уже на службе у Московского царя. До этого времени не достаточно чётко был виден характер, обычаи, уклад, социально-правовое положение казачества. Но благодаря этим координальным переменам в жизни казачества, да и всей России, уже более подробно ведётся какая то историография войска Донского.
ÆÈÇÍÜ, ÎÁÛ×ÀÈ È
ÓÏÐÀÂËÅÍÈÅ ÊÀÇÀ×ÜÈÕ ÂÎÉÑÊ.
На Дону никто не занимался хлебошством и степи лежали целинными, не распаханными. Людей в казачьих войсках было ещё не так много, к примеру донское войско во времена борьбы за Азов насчитывало около десяти тысяч человек. Занимались казаки охотой, ловлей рыбы, пчеловодством, разведением крупного рогатого скота. Хлеб, сукно и другой товар получали в жалование от государей Московских или покупали на Московской границе у купцов. Немало всё же получали и из добычи, за которой нет-нет да и пускались казаки в тайне от государя Московского. Во время походов казаки жили достаточно дружно, отличаясь товариществом. Но по возвращении, каждое общество казаков желало иметь для себя свои земли для охоты и рыбной ловли. И за границу своих угодий уже не пускали соседей. Такая земля, занятая для охоты и пастьбы скота обществом казаков называлась станичным юртом. Границу по другую сторону Дона, где ещё бродили ногайские татары, проводили от берега на таком расстоянии, на какое хватало выстрела ружья, т.е. примерно на четыреста шагов.
В юрту селились казаки одного общества, избиравшие себе атамана. Как правило человек 80-100 селилось вместе, ставило свой стан отсюда и пошло наименование казачьих поселений - станицами; в станицах дома окружали плетённой и земляной огорожей, откуда и пошло название поселений казачьих городками. В каждом городке был один общий дом называемый становой или станичной избой. Многие бездомные казаки зимовали в ней, имея общий запас, один котёл и одну суму. Отсюда и продолжилось древнее название односумов. На охоте и на рыбной ловле каждый казак оставлял себе добычи только на один обед. Остальное оставлялось и складывалось в одну суму для односумов. В свободное время казаки собирались в станичной избе оставляя своих жён дома. По домам казаки водку не пили, а пили её на общий счёт в станичной избе, или на собственный в кабаке. В избе казаки выпивали, пели песни, играли в шахматы, обсуждали прошедший день, строили планы на следующий. Проведение празднеств проводилось после того, как на общем сборе станичный атаман отдавал приказ о том, чтобы во время гулянья не было бесчинств.
Реферат опубликован: 20/07/2009