Страница: 3/12
КЗоТ, принятый в СССР, был самым демократичным в мире. До революции такого не было, как и не существовало цельного фабричного (рабочего) законодательства. С момента принятия КЗОТа была введена правовая защита работника от эксплуатации. Этот документ вводил всеобщую трудовую повинность и всеобщее социальное обеспечение (но это осталось мифом).
Система права на базе законодательства. Принимались законы, которые регулировали определенную область общественных отношений, на основе чего формировались отрасли права. Сложнее обстояло дело с судьбой отдельных отраслей, например, резко ограничивается сфера гражданского оборота в результате национализации и введения государственной монополии на производство многих вещей (спичек, тканей, керосина и т.п.). Частная собственность сохранялась, но была юридически не защищена. Происходит обесценивание денег, поскольку существовала идея отмены денег при социализме, расчеты между предприятиями ведутся безналично или чеками. Многие услуги становятся бесплатными: коммунальные услуги, телефоны, транспорт. Примером массового огосударствления может послужить устав железных дорог от 1920 года, по которому отсутствовала ответственность за утрату или порчу груза.
Ограничивался внутренний и внешний долг, например, Франции должны были 7 млрд. золотых франков. Имперское правительство находилось в постоянном изыскании средств. Советское правительство пыталось наладить собственное налогообложение, но до лета 1918 г. взимались старые налоги. Налог на прибыль предприятия составлял до 95%. В конце 1918 г. была определена общая сумма доходов – 10 млд рублей, которая по расчетам советского правительства нужна государству для полноценного функционирования. Эта попытка не удалась, т.к. началась инфляция. Летом 1919 г. было разрешено печатать деньги без ограничения. Был усилен налоговый пресс на частный сектор и введен разверточный принцип налогообложения.
Уголовное право. Уже в конце 1917 г. была принята инструкция НКЮ, в которой содержится примерный перечень наказаний и понятие "преступления и его содержания". Впервые сказано о контрреволюционных преступлениях: мятеж, агитация, подготовка и осуществление террористических актов, спекуляция и т.д. Впервые создан перечень наказаний для революционных судов: не содержит смертной казни, нет тюремного заключения, был только штраф, высылка из столицы или страны, объявление врагом народа, общественные работы и т.д. В 1919 г. уже в разгар гражданской войны принимается “Руководящее начало по уголовному праву”. Это был первый источник, в котором содержалось теоретическая часть, которая не имела никакого отношения к уголовному праву (о смене общественного строя, смене права и возникновения пролетарского права, давалось определение права, определялась цель уголовного права). Этот источник основан на принципе революционной целесообразности, которому открыто противопоставлен принцип законности. Исходя из этого тезиса, отсутствовала особенная часть уголовного закона в источнике. Составители полагали, что революционные суды на основе революционного сознания, которое им присуще интуитивно, будут вершить правосудие. “Руководящее начало по уголовному праву" содержало исчерпывающий перечень наказаний и многие положения, которые традиционно относились к общей части: о соучастии, о стадиях преступления, о пространстве, времени действия и т.д.
4. Основные черты и особенности развития права в советском государстве.
На формировании основных черт права сказалось совпадение двух моментов: дальнейшее становление советского государства, государственного аппарата и влияние военных условий (гражданская война, интервенция). Как следствие этих процессов наблюдается свертывание демократических принципов в организации и деятельности государственного аппарата, делается упор на первичные органы власти, например, съезды Советов собираются теперь только раз в год.
Большое значение для укрепления Советов как органов государственной власти имели решения 7-го и 8-го съездов Советов. В то же время продолжалось падение роли ВЦИКа, его сессии проводились раз в два месяца, а число членов ВЦИКа возросло (их было около 300). Внутри ВЦИКа укрепляется позиция президиума. Президиум ВЦИКа становится самостоятельным органом власти, возрастает его влияние на государственные дела. Формально уточнена компетенция СНК: он мог издавать декреты по делам, не терпящим отлагательства или в развитие декретов ВЦИКа. Реально это условие не соблюдалось. В связи с военными обстоятельствами в ноябре 1918 г. создается Совет рабочей и крестьянской обороны. Ему принадлежала вся полнота власти, в него входили представители ВЦИКа, СНК, Реввоенсовета. В 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны преобразован в Совет труда и обороны (СТО). После окончания гражданской войны в декабре 1920 г. СТО остался, но функции его были ограничены, он работал как комиссия СНК и занимался экономическими вопросами, включая аграрный сектор и частную промышленности и торговлю, т.к. ВСНХ руководил только государственной промышленностью. В СНХ были организованы главки, а метод управления СНХ назывался главкизм. Предприятия были лишены самостоятельности, не имели самостоятельных оборотных средств, а материалы и топливо получали в порядке административного распределения. В таком же порядке сдавали готовую продукцию. Сделки между предприятиями были запрещены. Особое значение приобрел наркомат продовольствия, он выполнял все функции жизнеобеспечения страны, собирал и распределял продовольствие, имел свой постоянный штатный аппарат и самое многочисленное ведомство. Помимо постоянного аппарата были временные работники: бойцы продовольственных отрядов, организовывались специальные уборочные бригады.
Реферат опубликован: 6/02/2008