Страница: 1/2
1. Сословные реформы.
Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий :
v Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия “недвижимая сосбственность”. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации оязательственных отношений.
v Установление института майориата - наследование недвижимости только одним старшим сыном, целью которого было сохранения от раздробления земельной дворянской собственности.
v Наследование заставляло его представителей служить за жалование; быстро стал формироваться бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
Продолжением этого Указа стал Табель о рангах (1722 г.) в котором формулировалась система чинов и должностей. Эта система юридически оформила статус правящего класса. Высший чин мог достигаться только через прохождение цепочки низших чинов. Табель уравнивал военную и гражданскую службу: чины и звания присваивались в обеих сферах. Пережитками старых принципов службы являлось то, что дети-дворяне записывались в должность, и уже к 15 годам получали достаточно высокий чин, с рождения. Подготовка кадров осуществлялась в специальных школах и академиях.
2.Реформа духовенства.
3. Крестьянство.
Петр I завершил создание крестьянских подсословий:
v Государственные крестьяне
v Царские (удельные) крестьяне
v Частновладельческие
В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещено торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад.
Сильный сектор государственной промышленности основывался на труде крепостных. Также был установлен порядок приписки государственных крестьян к мануфактурам и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (1721 г.). Вводится подушная подать.
4. Реформа центральных органов самоуправления.
Боярская Дума постепенно превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Ее структура постоянно дифференцируется, а с образованием Сената в 1711 г. ликвидируется. Централизация государственного аппарата требовала создания специальных контрольных органов. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия . Сенат включал присутствие, где выносились решения и канцелярию во главе с обер-секретарем.
1712 г. при сенате восстановлена Расправная палата.
1718 г. в состав Сената вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.
1715 г. учреждена должность генерал-ревизора, генерал-прокурора, обер-прокурора.
1718 г. был принят реестр коллегий: Иностранных дел, Казенных сборов, Юстиции, Ревизионная (бюджетная), Военная, Адмиралтейская, Коммерц (торговля), Штатс-контора (ведение гос. расходов(, Берег-коллегии и Мануфактур-коллегии
В нач. 18 в. сложились две контрольные системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената. при нем был учрежден фискал Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанности доносить о государственных, должностных, и иных тяжких преступлениях и нарушении законности в учреждениях; выступать в суде в качестве обвинителей.
Реферат опубликован: 30/03/2006