Страница: 2/5
2. О праве сильного и рабстве.
Ж.-Ж. Руссо отрицает право сильного, так как оно «гибнет, как только прекращается сила» и признает, что право рабства «ничтожно, не только потому, что оно беззаконно», но и потому, что оно основано на праве сильного, которого нет.
3. Об общественном договоре.
Общество возникает, когда человек становится не в состоянии себя защитить. И тогда необходимо объединить имеющиеся силы: «Образовать путем соединения сумму сил, которая могла бы преодолеть сопротивление, пустить эти силы в ход с помощью единого двигателя и заставить их действовать согласно».
Так как для создания достаточной силы необходимо объединение многих людей, и каждый должен отдать свою силу и свободу полностью, то объединение должно быть таким, чтобы члены общества, отдав все, при этом не теряли ничего. «Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше».
Эту проблему разрешает общественный договор, условие которого – полное отчуждение каждого члена со всеми своими правами в пользу всей общины.
«Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого». Таким образом, при создании объединения, множество договаривающихся становятся единым целым, имеющим общую волю.
4. О суверене.
«Как только толпа объединилась в одно целое, нельзя оскорбить одного из ее членов, не нанося оскорбления целому, и тем более нельзя оскорбить целое, так чтобы этого не почувствовали все члены. Итак, и долг и интерес одинаково обязывают обе договаривающиеся стороны взаимно помогать друг другу».
Каждый человек может иметь собственную волю, непохожую или даже противоположную общественной, которую он имеет, как часть общества. «Безусловность и естественная независимость его существования могут побудить его рассматривать то, что он должен уделить общему делу, как добровольную дань, потеря которой будет менее вредна для других, меч взнос ее тягостен для него». Так, «каждый индивид пользовался бы правами гражданина, не желая выполнять обязанности подданного». Это привело бы к разрушению политического организма.
Поэтому, «если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден всем политическим организмом».
5. О гражданском состоянии.
При переходе от естественного состояния к гражданскому, человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на все, чем он может овладеть, но приобретает возможность развиваться, облагораживаться, если не злоупотребляет новыми условиями жизни. Он выигрывает гражданскую свободу и право собственности на все, чем он владеет.
6. О владении.
«Община, принимая имущества частных лиц, вовсе не обездоливает их, а, напротив, лишь обеспечивает за ними законное владение».
7. О том, что суверенитет неотчуждаем и неделим.
«Суверенитет, будучи только осуществлением общей воли, не может никогда отчуждаться, и суверен, будучи не чем иным, как коллективным существом, может быть представлен только самим собой».
«Суверен может смело сказать: «Я желаю в данный момент того, чего такой-то человек желает»», но это распространяемо только на настоящее, а не на будущее, «так как было бы нелепо, чтобы воля связывала самое себя на будущее время» - таким актом народ обещал бы просто повиноваться, и прекратил бы быть сувереном.
Но «приказания начальников … могут считаться выражением общей воли до тех пор, пока суверен, имеющий возможность противостать этому, не противостает».
«По тем же самым основаниям, по каким суверенитет не отчуждаем, он и неделим, ибо одно из двух: или воля всеобща, или нет; или это воля народа, или только части его. В первом случае эта объявленная всеобщая воля есть акт суверенитета и составляет закон; во втором – это только частная воля или акт магистратуры (должностных лиц), самое большее – это декрет».
Реферат опубликован: 19/03/2010