Страница: 1/5
В марте 1921 года Х съезд РКП(б) принял резолюцию “о замене продовольственной разверстки продовольственным налогом” и допущении свободного товарообмена с объективными потребностями развития крестьянского сельского хозяйства. Разверстка как способ государственных заготовок заменялась натуральным налогом, не стесняющим правильного ведения хозяйства на основе свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами. После сдачи налога производители получали право обменивать оставшиеся у них излишки на нужные им товары. Обмен предполагалось проводить как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах. Закон допускал обменные операции только в пределах местного хозяйственного оборота. В общегосударственном масштабе товарообмен планировался вначале как система дополнительных заготовок сельхозпродукции, осуществляемых после уплаты населением налога. Проведение товарообмена должно было сдерживать развитие частной торговли и подготовить условия для последующей замены торговли натуральным продуктообменом.
Именно коммунисты больше всего упорствовали с отменой продовольственной диктатуры, ибо видели в ней верный способ осуществления своей программы революционного перехода к социалистическим формам производства и распределения. Для рабочей власти это не допустимо, и в борьбе против этого мы не остановимся ни перед какими жертвами”, говорил Ленин в марте 1922 г. по поводу предложений о введении натурального налога и легализации свободной торговли. Х съезд РКП(б) словами того же Ленина признал это упорство “ошибочным” и противопоставил ему идею постепенного превращения сельского хозяйства в социалистическое по мере того, как будет создана “материальная база, техника, применение тракторов и машин в массовом масштабе”.
Заявляя о готовности употребить власть для удовлетворения экономических интересов многомиллионного крестьянства, РКП(б) продолжала “консервировать” в ее механизме свои преобразовательные замыслы, не скрывая того, что рассматривает “нэп”, выражаясь словами известного большевика Ю. Ларина, “как наше поражение, как нашу уступку, но отнюдь не как какое-то новое радостное завоевание, как необходимый и неизбежный шаг, но не как повод к пляске и танцам”.
Но если для РКП(б) реформизм был допустим лишь настолько, насколько он укреплял ее монополию на власть, то для партий революционной демократии он являлся и целью, и средством политического руководства массами. для социал-демократов и социал-революционеров социально-экономическая действительность страны периода окончания гражданской войны уже являлась преддверием социализма, в который лишь оставалось войти при помощи правильных экономических отношений между городом и деревней, предоставления рабочим и крестьянам права свободно распоряжаться плодами своего труда и, разумеется, путем создания Советского демократического государства, правовая основа которого зиждилась бы на единстве социально-политических устремлений рабочего класса, крестьянства и демократической интеллигенции. Своим поворотом 1922-го года к реформаторской экономической политике большевики в очередной раз разрывали органическое единство экономической и политической демократии. Впервые они сделали это, как известно, в 1917 году, взяв на вооружение эсеровскую аграрную программу социализации земли, с помощью которой смогли удержаться у власти и преградить Учредительному собранию. Блокируя своим новым экономическим курсом политическую демократию, большевики, независимо от их воли, закладывали глубокие противоречия в проводимые ими экономические мероприятия, которые, как и в предыдущий период, были чреваты гражданской войной между народом и Коммунистической партией и государством.
Реферат опубликован: 7/09/2006