Страница: 2/9
Для осуществления плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества. Администратором был назначен крупный американский промышленник П. Гофман, его специальным представителем в Европе стал А. Гарриман. В страны-участницы (кроме Исландии и Швейцарии) были направлены специальные американские миссии, наделенные широкими правами контроля не только за использованием “помощи”, но и в отношении экономическом развития этих стран в целом. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездныхсубсидий и займов. Закон предусматривал поставку в европейские страны в первую очередь излишков американских товаров (гл. обр. с.-х. излишков), причем определялось, что 25%, всех поставок пшеницы должно быть в виде муки и что по крайней мере 50% всех перевозок должно осущест вляться на амер. судах. США использовали М. и. для облегчения положения своей экономики, для широкого проникновенияне только на рынки ряда европейских стран, но и их колоний. Администрация плана Маршалла гарантировала американским монополиям их заграничные капиталовложения, а также прибыли в размере до 175%. В случае экспроприации или конфискации капиталовложений американских компаниправительством страны-участницы предусматривалась соответствующая компенсация этим компаниям.
Ежегдное рассмотрение в конгрессе вопроса о новых ассигнованиях явилось средством оказания нажима на страны-участницы, которые всегда находились под угрозои сокращения и даже прекращения им помощи. Конгресс принял в 1951 решение, согласно которому Национальный совет безопасности США получил право прекращать экономическую помощь государствам, осуществляющим поставки СССР и другим социалистическим странам, если эти поставки, по мнению Национального совета, “наносят ущерб американской безопасности”.
Осуществление плана Маршалла способствовало проникновению и закреплению американских монополий на рынках стран-участниц, привело к усилению милитаризации их экономики и росту военных расходов. Военная сторона плана Маршалла постепенно приобретала все более доминирующий характер, в особенности после создания в 1949 североатлантического блока. В значит. мере благодаря средствам, предоставлявшимся по плану Маршалла, общий уровень военного производства в странах-участницами возрос с 700 млн. долл. в апреле 1949 до 1,5 млрд. долл. в апреле 1951 года.
Общая сумма ассигнований по плану Маршалла с апреля 1948 по декабрь 1951 года составила около 12,4 млрд. долл., причем основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд. долл.), Францию (2,5 млрд. долл.), Италию (1,3 млрд. долл.), Зап. Германию (1,3 млрд. долл.), Голландию (1,0 млрд. долл.). 30 декабря 1951 года официально прекратил свое действие и был заменен “Законом о взаимном обеспечении безопасности” (принят конгрессом США 10 октября 1951 года).
2. Рационализация производства и экономический рост США. Экспансия американских транснациональных компаний.
1.Экономический рост в США и его основные факторы.
Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными сопособами: как увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый период времени (1) или как увеличение за некоторый период времени реального ВНП или ЧНП на душу населения (2). Обычно, исходя из любого из этих определений, экономический рост измеряется годовыми темпами роста в процентах.
Таблица 2-1 дает нам приблизительное представление об зкономическом росте США за прошедшие десятилетия с точки зрения обоих определений этого понятия. В столбце 2 экономический рост выражен как рост реального ВНП. Не отличаясь стабильностью, этот рост тем не менее был весьма значительным. С 1940 г. реальный ВНП увеличился в 5 с лишним раз. Но население страны также существенно возросло. Таким образом, используя второе определение экономи ческого роста, можно констатировать, что в 1988 г. реальный ВНП на душу населения был почти втрое выше, чем в 1940г. (см. столбец 4). Международные сравнения показывают, что американская экономика наряду со швейцарской обеспечивает наивысшие показатели ВНП на душу населения.
Реферат опубликован: 12/12/2009