Страница: 3/4
В соответствии с конституцией, премьер-министр и возглавляемый им кабинет отвечают за проведение внутренней и внешней политики, формируют государственный бюджет и экономические программы, заключают соглашения с зарубежными странами и осуществляют общие административные мероприятия. С приходом к власти социалистов, назначением Нано премьер-министром и избранием Реджепа Мейдани президентом позиции премьер-министра упрочились. В сентябре 1998 Нано столкнулся с трудностями, которые не смог преодолеть, и ушел в отставку. Новым премьер-министром был назначен Пандели Майко.
Законодательная власть. Однопалатный законодательный орган Албании – Народное собрание – насчитывает 155 членов, избираемых всеобщим голосованием на четырехлетний срок.
Народное собрание осуществляет верховную власть от имени народа и является высшим органом государственной власти. В этом качестве оно принимает законы и поправки к конституции, одобряет государственный бюджет и экономические программы, ратифицирует международные договоры и соглашения, избирает президента, утверждает назначение или отставку премьер-министра и других министров, назначает членов Верховного суда и в целом осуществляет контроль за деятельностью правительства. В посткоммунистический период Народное собрание стало активным проводником законодательной власти. Обычно правительство проводит свой курс, но оппозиция может задерживать утверждение отдельных законопроектов. В частности, оппозиция выступила против принятия проекта новой конституции в 1994, а также против авторитарной власти Бериши задолго до его отставки.
Система судопроизводства. В Албании действует кодекс законов, который применяется в системе правосудия. В стране имеется Конституционный суд, Кассационный суд, апелляционный суд и суды первой инстанции. Конституционный суд насчитывает девять судей, назначаемых сроком на 12 лет. Четверо из них назначаются президентом, а пятеро избираются Народным собранием. Этот суд берет на себя истолкование конституции и определяет соответствие ей принимаемых законов, выносит решения в случае разногласий, возникающих в правительстве, а также между правительством страны и местными органами власти.
Высшей юридической властью обладает Кассационный суд. Его председатель и заместитель председателя назначаются президентом и утверждаются Народным собранием, а остальные члены избираются этим органом на семилетний срок, но могут переизбираться и на второй срок. Судьи в апелляционных судах и судах первой инстанции назначаются Верховным судом, состоящим из высокопоставленных чиновников во главе с президентом республики. Всем судьям по конституции гарантируется независимость, но это условие не всегда осуществлялось на практике. Например, правительство Бериши часто оказывало давление на судей, а однажды ему даже удалось отстранить от должности одного из членов Верховного суда. Социалистическое правительство Нано освободилось от председателей судов, назначенных во время правления Бериши, на том основании, что они не имеют достаточной квалификации.
Местные органы власти. В Албании насчитывается 37 округов. Кроме того, имеются более мелкие административные единицы – коммуны и села. Руководители администраций и члены местных советов избираются всеобщим голосованием на четырехлетний срок. На местных выборах в октябре 1996, которые, по заключению международных наблюдателей, прошли без особых нарушений, Демократическая партия одержала победу над Социалистической и укрепила свои позиции во многих органах власти на местах. Эти органы отвечают за пополнение местного бюджета и утверждают расходы на муниципальное жилищное строительство, коммунальные услуги, народное образование, культуру и прочие потребности.
Внешняя политика. Албания в течение длительного времени была самой изолированной страной в Европе. Пытаясь удержать старомодный коммунистический режим, скопированный по образцу советской диктатуры сталинских времен, руководители Албании избегали устойчивых и продолжительных контактов с любыми странами.
Албания вышла из Второй мировой войны как близкий союзник Югославии и СССР. Наличие значительного албанского населения в Югославии и боязнь возможной экспансии этой страны породили трения в ее отношениях с Албанией. Когда в 1948 обнажились острые противоречия между СССР и Югославией, Албания активно поддержала советскую сторону. В 1949 она вступила в СЭВ, а в 1955 присоединилась к Варшавскому договору. В том же году Албания стала членом ООН.
В конце 1950-х годов попытки советского руководителя Н.С.Хрущева наладить «мирное сосуществование» с Западом и улучшить советско-югославские отношения встревожили албанские власти. Когда в 1960 развернулась острая идеологическая и политическая дискуссия между СССР и КНР, Албания поддержала последнюю. В 1961 она прекратила сотрудничество с Организацией Варшавского договора, а в 1962 – с СЭВ.
Реферат опубликован: 12/04/2009