Страница: 22/25
Общими они именуются еще и потому, что их участниками являются все граждане как носители общих для всех основных прав и обязанностей, тогда как субъектами конкретных правоотношений выступают далеко не все и не одновременно.
Конечно, проблема общерегулятивных правоотношений нуждается в обсуждении, но вряд ли можно сомневаться в правомерности и необходимости самой ее постановки. Ибо ясно, что нельзя общее учение о правовых отношениях ориентировать только на обязательственные модели в гражданском праве.
Как известно, права человека интернациональны, их реализация, защита — тоже. Поэтому вполне можно и нужно говорить об общерегулятивных правоотношениях международного порядка, складывающихся на основе норм как внутригосударственных, так и международных законов о правах и свободах личности. Всеобщим правам соответствуют всеобщие обязанности человека, а это и порождает такие же общие правовые связи и отношения глобального характера.
По международному праву любой гражданин любого государства, может обратиться в соответствующие международные организации за защитой своих прав, если на месте он исчерпал все возможности такой защиты. Это, естественно, влечет юридическую обязанность у «другой стороны» принять такое обращение и рассмотреть его по существу. В этом случае общее международное правоотношение перерастает в аналогичное конкретное.
Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) правовые отношения, которые постоянно возникают, меняются или прекращаются. Правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, которые обеспечиваются государством.
Основные признаки правоотношения: а) они возникают на основании норм права; б) характеризуются наличием сторон, которые имеют субъективные права и юридические обязанности; в) является видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и обществ; г) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.
Группировать правоотношения можно на таких основаниях: в зависимости от количества субъектов (простые и сложные); за предметом правового регулирования (административные, гражданские, земельные, уголовные, финансовые, трудовые и др.); за действием во времени (долго- и кратковременные); по методу правового регулирования (договорные и руководящие); по содержанию поведения обязанной стороны (пассивные и активные); в зависимости от функционального назначения (регулятивные и охранительные).
Правоотношения имеют сложное строение и охватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.
Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты.
Субъектами правоотношения считают тех участников, которые являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты правоотношения можно разделить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; разные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего региона и др.); гражданское общество.
Субъекты правоотношения должны владеть правосубъектностью, т.е. способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.
Правоспособность — способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Дееспособность — способность субъектов своими действиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности. Ее разделяют на право- и деликтоспособность.
Реферат опубликован: 16/04/2009