Страница: 2/3
Однако думается, что Рикардо, вполне обоснованно отвергавший тезис о полезности товара как источнике его стоимости, все же недостаточно полно учитывал роль потребителей в процессе регулирования стоимости. Он, например, писал следующее: "Уменьшите издержки производства шляп, и цена их, в конце концов, понизится до уровня их новой естественной цены, хотя спрос мог бы удвоиться, утроиться или учетвериться" (3. Т. И. С. 253). При таком увеличении спроса, если объем производимой продукции не будет соответственно увеличен, цены на товары не упадут, а возрастут. При этих условиях возможно и увеличение стоимости товара; если снизятся средние издержки производства шляп, а спрос на них многократно увеличится, то в качестве регулятора стоимости могут выступить затраты труда на худших предприятиях. Общая сумма общественной стоимости в этом случае превысит сумму индивидуальных стоимостей товаров. Возникнет явление так называемой ложной социальной стоимости.
С этих же позиций Рикардо нанес удар и по концепции "субъективной ценности". Он показал, что эта концепция лишает теорию стоимости какого-либо объективного основания. Рикардо писал: "Когда мы говорим, что ценность должна измеряться удовольствием, доставляемым пользованием товаром его собственнику, то мы более, чем когда- либо, далеки от того, чтобы иметь мерило ценности, ибо два человека от пользования одним и тем же предметом могут получить в высокой степени различное удовольствие" (Пят. по: 20. С. 37).
Стоимостные отношения проявляются на поверхности в сложной, запутанной форме, подчас ставящей под сомнение сам факт определения стоимости затратами труда на производство товара. Одна из таких загадок поставила в тупик и Рикардо.
Он задумался над вопросом о том, чем определяется стоимость невоспроизводимых предметов старины и шедевров искусства. С одной стороны, исходя из общего определения закона стоимости она должна определяться ни чем иным, как затратами труда на их производство. С другой стороны, очевидно и то, что стоимость таких товаров не определяется затратами, поскольку цены на них сталь велики, что не находятся ни в какой связи с затратами труда.
Ошибка Рикардо основана на том, что он смешивал здесь стоимость товаров и их цену. На цену соотношение спроса и предложения действительно воздействует непосредственно. Редкие, невоспроизводимые товары фактически продаются по высокой монопольной цене, поскольку их количество невозможно увеличить ни при каких затратах труда. Вместе с тем такого рода товары имеют тенденцию становиться все более редкими (вследствие их утраты, порчи и т.п.), а потому и цены на них, как правило, возрастают. Таким образом, феномен монопольной цены полностью объясняет все основные особенности в движении цен на невоспроизводимые товары.
Другим аспектом ошибки Рикардо является непонимание им того обстоятельства, что невоспроизводимые товары не обладают стоимостью. Они представляют собой единичные товары, неповторимые творения выдающихся мастеров. Поэтому индивидуальный труд, пошедший на их изготовление, не превращается в общественно необходимый труд, не приобретает формы стоимости. Это выражается в том, что затраты труда на такого рода товары не регулируют их обмена на другие товары, не определяют их меновых стоимостей. Фактически Рикардо близко подходил к пониманию этой стороны дела. Он писал о невоспроизводимых товарах: "Цена их не стоит ни в какой необходимой связи с их естественной стоимостью" (3. Т. И. С. 259). Но раз цены не определяются затратами труда, это как раз и свидетельствует о том, что такие товары не обладают стоимостью.
Реферат опубликован: 20/06/2006