Зависимость национального дохода от капитальных затрат. Модель Леонтьева

Страница: 6/13

Что касается проблемы влияния автоматизации на занятость то она сегодня - одна из самых острых и животрепещущих.

Нередко научно-технический прогресс, который ведет к интенсивному высвобождению человека из непосредственного процесса производства, считают главной причиной безработицы, лишения человека естественного права на труд, который для большинства людей является основным источником средств существования.

Позиция Леонтьева состоит в том, что НТП, заменяя живой труд людей высокопроизводительными машинами, играет важную прогрессивную роль, так как он стимулирует рост квалификации работников, повышение производительности труда, а следовательно, нормы и массы прибыли. НТП сокращает рабочее время и увеличивает свободное время, которое является необходимым условием духовного и интеллектуального развития людей.

Автоматизация, резко усиливая технологическую, структурную безработицу, вместе с тем заставляет и вынуждает общество коренным образом перестраивать всю систему образования и переподготовки кадров.

Особое внимание Леонтьев уделяет развитию компьютерного образования.

Несмотря на то что наша экономика сильно отстает от американской по уровню автоматизации и компьютеризации, мы не можем игнорировать и недооценивать поставленную Василием Леонтьевым проблему "техника - человек", которая по своей важности и значимости относится к разряду глобальных.

Вот историческая иллюстрацияравенства доходов и производства. Рабочие в Северной Америке, Европе и Японии производят в среднем приблизительно в пять раз больше продукции на душу населения, чем их предшественники 50 лет назад. И доход на душу населения, рассчитанный с поправкой на инфляцию, - то, что экономисты называют реальным доходом, -- сегодня тоже примерно в пять раз выше.

Объем выпуска продукции в расчете на одного работника служит причиной различий в заработках работников разных стран. Например, средний рабочий в Соединенных Штатах лучше обучен, применяет более производительные машины и пользуется преимуществами более эффективной экономической организации общества, чем такой же рабочий в Индии или Китае. В результате этого, средний американский рабочий производит продукции примерно в 20 раз больше. Не будь этого, его заработки были бы не выше, чем в других странах.

ПРЕПЯТСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ВРЕДЯТ

Торговля продуктивна, она облегчает сотрудничество людей и увеличивает производство нужных им товаров. Однако торговый обмен не бесплатен. Затраты времени, сил и прочих ресурсов, необходимых для поиска партнеров, ведения переговоров и заключения сделок, называются издержками торговли. Они ограничивают реализацию преимуществ взаимовыгодной торговли.

Издержки торговли могут быть следствием естественных преград -- океанов, гор, рек и болот. В этих случаях издержки могут быть сокращены путем инвестирования в строительство дорог, развитие транспорта и связи.

Однако во многих других случаях высокие издержки торговли порождаются самим обществом -- существованием налогов, лицензий, тарифов, квот, государственного регулирования и ценового контроля.

Кем бы они ни были созданы -- природой или людьми -- высокие издержки торговли снижают ее преимущества.

Очень важную роль в экономике играют посредники, способствующие заключению сделок и предоставляющие сторонам этого процесса информацию и другие услуги: агенты по недвижимости, фондовые брокеры, автомобильные дилеры, рекламные агенты, продавцы магазинов и широкий круг других профессий сферы бизнеса.

Широко распространено мнение, что посредники не нужны: они ничего не производят, а лишь увеличивают цену товаров. Однако, ошибочность подобных взглядов очевидна. Наглядный пример -- посреднические услуги торговца продовольственными товарами, который делает общение производителей и потребителей продовольствия более дешевым и удобным и для тех, и для других. Можно представить себе, сколько времени и усилий понадобилось бы для приготовления даже одного кулинарного блюда, если бы покупателям пришлось напрямую иметь дело с фермерами, чтобы купить у них овощей, фруктов, молока, масла, сыра; отправляться к рыбакам, чтобы договориться о поставках рыбы, а к владельцу ранчо -- чтобы купить говядину.

Реферат опубликован: 6/02/2009