Страница: 8/9
С точки зрения кейнсианской теории, увеличение реальных инвестиционных расходов, которое призвана обеспечить политика дешевых денег, вовсе не происходит. Ожидаемая норма чистой прибыли остается неизменной, так как цена на капитал повышается в жестком соответствии с ценой дополнительной продукции, которую этот капитал позволяет произвести. Номинальная процентная ставка тоже поднимается пропорционально уровню цен, оставляя, таким образом, реальную процентную ставку неизменной. В результате никакого расширения реальных инвестиционных расходов не будет и реальный ЧНП не возрастет.
Теперь рассмотрим монетаристское уравнение обмена: политика дешевых денег увеличивает М и, следовательно, расширяет совокупные расходы МV. Но ожидание населением инфляции вызывает рост Р (а не Q как утверждают монетаристы), равный в процентном отношении расширению МV. Поэтому, несмотря на расширение МV, реальный объем производства (Q) и занятости не меняется. С точки зрения ТРО, выгоднее в этом случае проводить политику устойчивого роста денежной массы.
Обратимся к классической модели, чтобы лучше понять неэффективность политики. Рассмотрим рисунок 6. Политика кредитно-денежной или бюджетной экспансии смещает кривую совокупного спроса вправо с АD1 до АD2. это расширение совокупного спроса, согласно ТРО, не увеличивает реального объема производства в значительной степени (как в кейнсианской модели на рис. 4б) или незначительно (как в монетаристской модели на рис. 4а), по причине того, что потребители, предприниматели и рабочие предвидят повышение цен, в результате политики экспансии, и учитывают ее ожидаемые результаты, принимая решения, касающиеся цен, заработной платы, процентных ставок и т.д. Рынки мгновенно приспосабливаются, поднимая уровень цен с Р1 до Р2. В результате экономика не превышает объема производства, а проводимая политика оказывается неоправданной.
Когда совокупный спрос расширяется с АD1 до АD2, мы переходим из точки а в точку в. Единственный итог состоит лишь в повышении уровня цен. реальные доходы рабочих, предпринимателей, кредиторов и других групп остаются прежними, поскольку они разумно предсказали последствия государственной политики. Сокращение совокупного спроса с АD2 до АD1 имело бы противоположный эффект. Вместо появления безработицы экономика переместилась бы непосредственно из точки b в точку а на кривой совокупного предложения.
Согласно классической теории, существует отрезок времени, на протяжении которого сокращение совокупного спроса вызывает временное отклонение от полной занятости, пока не завершится приспособление рынков. То есть экономика сначала перемещается от b к c, как показано на рисунке 6, однако затем падающие со временем цены и заработная плата направляют АD, вниз к полной занятости в точке а. Но, согласно ТРО, цены приспосабливаются мгновенно, так что реальный объем производства и занятости не отклоняется от Q1. Т.е. процесс принятия решений и мгновенное приспособление рынков не допускают краткосрочные изменения объема производства и занятости, которые могли бы возникнуть согласно классической теории при плавном изменение совокупного предложения.
ТРО так же утверждает, что дискретная политика может усиливать экономическую нестабильность. Например, экономика движется к спаду, на что государство реагирует понижением налогов. Это повышает ожидаемую прибыль от инвестиционных проектов и тем самым стимулирует инвестиционные расходы и совокупный спрос. Однако, если ситуация повторяется несколько раз, предприниматели приходят к мысли, что на спад в экономике политики реагируют предоставлением скидки с налога на капиталовложения или какой-нибудь другой налоговой скидки. Следовательно, когда наступит спад, предприниматели не станут торопиться с капиталовложением, ожидая грядущего сокращения налогов. Но решение отсрочить капиталовложения усиливает спад. Когда же налоги действительно сократятся, поток инвестиций станет необычайно сильным. Налоговая политика государства увеличила неустойчивость инвестиций и усилила как циклическую фазу спада, так и фазу подъема. Вывод: Дискретная политика скорее усиливает, а не смягчает циклические колебания. По мнению теоретиков рациональных ожиданий, было бы гораздо лучше отказаться от дискретной политики в пользу правила. Хотя ТРО поддерживает монетаризм в призыве к основанной на правилах политике, следует подчеркнуть, что ее аргументация совсем иная. Согласно теории рациональных ожиданий, неэффективность политики обусловлена не политическими ошибками или неспособностью вовремя принимать решения, а реакцией людей на ожидаемые результаты этой политики.
Реферат опубликован: 9/03/2009