Экономические циклы

Страница: 4/6

Мы приходим к выводу, что множество нововведений, появляющихся в период процветания, является как раз тем самым фактором, который нарушает равновесие и настолько изменяет условия промышленной жизни, что после этого неизбежно наступает период перестройки цен, стоимостей и производства.

По мнению Шумпетера “нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к тем последствиям, которые отсюда вытекают.”

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.

Мы “быть может, найдём, что причина болезни кризисов лежит, по существу, не в кошельке, а в душе.”[1]

Большое место психологическая теория заняла в работах Пигу. Под психологическими причинами Пигу понимает “перемены в человеческих мыслях, возникающие помимо тех изменений в ожиданиях, которые вызываются изменениями активных факторов, на коих строится суждение.”

Пигу строит свой анализ на той роли, которую играют ожидания прибыли от затрат в промышленности. С наступлением каждой из фаз цикла одновременно происходит соответственно перемена ожиданий людей, и от цикла к циклу эти перемены бывают одни и те же. С введением такого элемента как “ожидания” или “расчёты на будущее” возникает проблема неопределённости этих ожиданий. Как правило, прогноз будущих событий не может быть абсолютно верным, и чем больше события отдалены во времени, тем менее точен прогноз и тем сильнее вероятность нарушений. А так как каждое экономическое решение - часть экономического плана, который простирается в более или менее отдалённое будущее, то в каждой экономической деятельности есть элемент неуверенности. В связи с этим следует ввести такие термины как оптимизм и пессимизм. Психологические теории имеют ввиду что-то большее чем то, что во время подъёма люди придерживаются более оптимистических, а во время спада более пессимистических взглядов, только то, что во время подъёма люди инвестируют более свободно и делают это с неохотой во время спада. Оптимизм и пессимизм рассматриваются в этих теориях в качестве факторов, имеющих тенденцию вызывать или усиливать рост или падение вложений. Следует отметить, что невозможно предсказать, с какой силой будут реагировать предприниматели на изменения в экономике или в какой степени они увеличат или уменьшат сумму инвестиций.

В период, когда происходит рост спроса на продукцию многих отраслей промышленности и расширение выпуска их продукции, производители в тех отраслях, которые не испытали ещё повышение спроса на свою продукцию, склонны ожидать, что оно наступит. Кроме того, когда в течении некоторого времени происходит рост спроса и цен, люди имеют обыкновение всё с большой уверенностью ожидать, что и в дальнейшем рост спроса и цен будет происходить в таких же или примерно таких же размерах, то есть они слишком уверенно рассчитывают на то, что нынешнее положение сохранится и в будущем. “Самой главной и существенной чертой бума является то, что инвестиции, которые фактически в условиях полной занятости принесут 2%, производятся из расчёта 6%.”[2] Именно под влиянием такого рода идей здоровый экономический рост начинает постепенно выливаться в опасное разбухание. На этом этапе, как правило, ошибки оптимизма обнаруживаются, наступает реакция и возникают ошибки противоположного характера. Оптимистические прогнозы в конце концов приводятся в сопоставление с фактами. Когда эта проверка вещей оказывается неутешительной, уверенность оказывается поколебимой, наступает разочарование. Пессимизм и нежелание инвестировать приводят к сокращению покупательской способности. Деньги не инвестируются и не расходуются на товары производственного назначения, а идут на покрытие убытков. Поскольку сбережения не инвестируются, то всё, что способствует увеличению размеров сбережений, оказывает гнетущее воздействие. Цены падают, и это усиливает пессимистические настроения.

Реферат опубликован: 31/01/2010