Страница: 25/26
10.4 Кабельные модемы в России [5, 9]
Начало октября 1997 г. ознаменовалось официальным приходом в Россию одной из новейших технологий широкополосной передачи данных, которая обеспечивает транспортировку информации по сетям кабельного телевидения (КТВ) со скоростью до 40 Мбит/с. 1 октября компания Bay Networks подписала дистрибьюторский контракт с фирмой Step Logic, в соответствии с которым последняя займется распространением на территории СНГ кабельных модемов LANcity и соответствующего коммутационного оборудования производства Bay. Следует отметить, что Минское производственное объединение «Горизонт» уже несколько лет предлагает на рынке СНГ кабельные модемы своего производства. Однако на самом деле речь идет не о кабельных модемах, предназначенных для передачи телеметрической информации в сетях КТВ на скоростях в несколько десятков кбит/с (к этой категории относятся устройства ПО «Горизонт»), а также не о громоздких, правда скоростных, кабельных модемах почти штучного производства, которые действительно около 10 лет применялись для решения ряда специфических задач в западных сетях КТВ и были довольно дорогостоящими (например, в начале 90-х гг. первая модель кабельного модема фирмы LANcity, тогда еще самостоятельной компании, стоила 15 тыс. долл.). Теперь до России добрались устройства, которые появились на свет в 1995 г. - на гребне волны неимоверной популярности Internet. Благодаря использованию сигнальных процессоров (DSP) кабельные модемы нового поколения стали меньше по габаритам, надежнее в работе и, что самое главное, значительно дешевле своих предков. Производители этих устройств стремились выполнить требование американских операторов КТВ (недвусмысленно выраженное в ноябре 1995 г.), снизив оптовую цену приблизительно с 1 тыс. долл. в 1995 г. до 550-700 дол. в 1996 г. К январю 1998 года только Bay Networks (купившая к тому времени LANcity - одного из ведущих производителей этих устройств) смогла полностью удовлетворить требование операторов, доведя стоимость модема LANcity Personal (LCP) до 495 дол. При закупке крупных партий этих устройств (обычно измеряемых десятками и даже сотнями тысяч штук) они обходились еще дешевле - в 395 дол. Bay Networks, опережает своего единственного конкурента, подразделение Multimedia Group компании Motorola (по практически единодушному мнению наблюдателей, сейчас среди производителей кабельных модемов есть два неоспоримых лидера - Bay Networks и Motorola MG), и по количеству продаж. Соперник Bay предпочитает оперировать цифрами заказов: такой-то оператор заказал 50 тыс. кабельных модемов, такой-то - 250 тыс., а все вместе - целый миллион. Bay (а прежде - и LANcity) говорит о количестве уже проданных кабельных модемов: май 1996 г. - 20 тыс., март 1997 г. - 50 тыс., октябрь 1997 г. - 100 тыс. Итак, нет ничего удивительного в том, что первым производителем кабельных модемов, вышедшим на российский рынок, стала компания Bay Networks. Удивительно лишь, что она не сделала такого шага раньше. Майк Хэммонд, руководитель российского представительства Bay, признался на состоявшейся в октябре пресс-конференции, что вина за это полностью лежит на нем. В течение всего прошлого года он отвечал категорическим отказом на предложения европейской штаб-квартиры компании начать продвижение кабельных модемов в России, считая, что в нашей стране отсутствуют не только спрос на эту продукцию, но и какие бы то ни было условия для ее применения. Изменить свою точку зрения его заставили выставки «Netcom '96» и «Comtec '97». По словам Майка Хэммонда, очень многие посетители интересовались кабельными модемами и даже выказывали желание их купить. Нет ни каких сомнений в большом будущем сетей КТВ. Они способны обеспечить не только трансляцию телевизионных программ, но и распространение ПО, доступ в Internet, работу надомных сотрудников в корпоративных сетях, построение виртуальных сетей, высокоскоростной доступ к интерактивным и коллективным компьютерным играм, библиотекам CD-ROM, предоставление услуг дистанционного обучения и тренинга, электронного магазина и банка. Сети КТВ позволяют осуществить и многое другое - то, что в настоящее время недоступно для большинства владельцев компьютеров в силу черепашьей скорости коммутируемых каналов или неприличной дороговизны выделенных и ISDN-каналов.
Только с идеей бесплатного приложения вряд ли можно согласиться. Наибольший выигрыш от применения кабельных модемов достигается в сетях КТВ «с двусторонним движением», т. е. обеспечивающих не только прием, но и передачу информации. По разным источникам, стоимость перехода на «двустороннее движение» составляет от 2 до 30 тыс. дол. На милю. Дело не ограничивается просто заменой усилителей - это не очень дорогое мероприятие. По данным американских источников, их замена в больших сетях (несколько тысяч абонентов) обходится в 100 дол. на подписчика. А вот, сколько стоит коммутационное оборудование для региональных центров и студий КТВ? Но самой главной проблемой остается «последняя коаксиальная миля». Качество оконечной кабельной разводки, особенно ее воздушной части, не выдерживает никакой критики. Она просто не в состоянии обеспечить необходимое соотношение полезного сигнала к шумам в диапазоне 5-30 МГц, предназначенном для организации обратного канала (от абонента к головной станции) и сильно загруженном промышленными и другими электромагнитными помехами. Препятствий на пути модернизации сетей КТВ предостаточно. Поэтому следует прислушаться к мнению большинства участников конференции Национальной ассоциации КТВ США: превращение сетей КТВ в высокоскоростные сети передачи данных - это бизнес для серьезных и крепких в финансовом отношении компаний.
Реферат опубликован: 13/07/2006