Криминалистическое почерковедение и автороведение

Страница: 1/8

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ДОКУМЕНТЫ КАК ОБЪЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2. СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ

3. СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И АВТОРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

6. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. ДОКУМЕНТЫ КАК ОБЪЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В следственной практике лицам, ведущим расследование преступ­лений, часто приходится сталкиваться с различными документами. В последнее время понятие “документ'' значительно расширилось, сюда входят фото-, фоно-, кинодокументы. Объектами криминалистического исследования, как правило, являются письменные документы, т.е. такие документы, в которых при помощи различных графических обозначений закодирована какая-либо информация.

В зависимости от целей и задач, стоящих перед следствием и специалистами, проводящими исследование, различают два вида криминалистического исследования документов: криминалистическое исследование письма; судебно-техническое исследование документов.

В свою очередь, криминалистическое исследование письма состоит из двух своеобразных подразделов: почерковедческое и автороведческое. Почерковедческие исследования решают задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) плана. К числу идентификационных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Неидентификационные исследо­вания — это решение вопросов о половой принадлежности писавшего, его возрасте, некоторых физических и профессиональных особенно­стях и условиях выполнения рукописи или подписи. Автороведческими исследованиями решаются вопросы установления того, кто является автором (а не исполнителем) документа.

Задачами технического исследования документов является рас­познавание способа выполнения или наличия подделок.

2. СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ

Исследование рукописных текстов или подписей с целью установления их исполнителей является наиболее распространенным видом исследования письменных документов. Рукописные тексты в обыденной жизни обычно называют письмом. Письмо — это исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении. Под письмом понимают способ фиксации мысли с помощью специально созданных условных графических знаков (обозначений).

Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий в себя письменную речь и. почерк.

Почерк — это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Почерк характеризуется двумя существенными свойствами — индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого.

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков. Ключом к раскрытию сущности письма" и закономерностей его"" развития является учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Процесс обучения письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической, графической и орфографической.

Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К субъ­ективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно-мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особен­ности нервной системы, прилежность, навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются система обучения, про­должительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т.д.

Реферат опубликован: 2/05/2007