Страница: 1/2
Посвящается А. П. Павловой – русской балерине.
12 февраля 1881 года в Петербурге в семье солдата из крестьян и прачки родилась дочь Анна.
Жизненная цель появилась у Анны Павловой, когда ей было 8 лет. Эта цель обрела облик «красивой дамы», танцевавшей на сцене Петербургского театра в «Спящей красавице» - первом спектакле, который в своей жизни увидела маленькая Анна. Мать Анны, очень бедная женщина хотела сделать из своей дочери портниху. И только, горячие просьбы, упорство, твердость характера, проявившегося вдруг в тихой, хрупкой девочке, заставили мать дважды пойти с ней на улицу Росси в дирекцию императорских театров (в дирекцию императорской балетной школы). Восьмилетнюю Анну нашли очень слабой, физически неподготовленной для сурового режима казенной балетной школы. Только через два гола ее приняли в эту школу. В балетной школе Анна была очень старательной ученицей. В те годы в моде были виртуозность, технически эффектные танцы итальянских образцов «Стальной носок» считался главным качеством исполнительницы. Павлова с ее хрупкой, воздушной фигурой была не в духе времени, она это понимала и всеми силами старалась овладеть бравурным блеском танца. И она достигла цели – по окончании училища танцовщица Павлова могла исполнять любую сложную партию балетного репертуара Маршанского театра. Однако очень скоро стало ясно, что состоит не автогенной безукоризненной технике. Молодая танцовщица привлекала внимание публики яркой индивидуальностью, поэтичностью своего танца.
Павлова выходила на сцену лукавой, шаловливой девушкой в балете «Тщетная предосторожность», изысканным снегом в балете «Камарго» с очарованием молодости исполняла партии четырех сказочных фей в балете «Спящая красавица», а затем саму принцессу Аврору – мечту своего детства. Танец А. Павловой в этих балетах был полон непринужденной грации, беззаботной радости жизни. Но вот на сцене появилась Павлова – Жизель и зритель был потрясен трагической силой ее игры.
Огромную роль в творческом формировании Павловой сыграл ее товарищ по балетной школе – Михаил Фокин. Это он помог ей понять, что ее «сила», ее обаяние не в том или ином трюке, не в финальном пируэте, а в ее способности создать художественный образ. Как балетмейстер реформатор, Михаил Фокин нашел в Анне Павловой горячую сторонницу своих идей. Танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Эти слова были сказаны по поводу танца, поставленного Фокиным для Анны Павловой. Это был «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Павлова и Фокин дали ему бессмертную жизнь.
Как раз в это время в творческой биографии Анны Павловой наступает переломный момент. Она уже знаменитая балерина с мировым именем. За четырнадцать лет службы на сцене Мариинского театра она исполнила партии с сорока с лишним балетах. С триумфом проходят ее гастрольное турне по странам Европы и Америки, ее часто видят в Париже и Лондоне, она во всеоружии блеска, славы поклонения….
В 1913 году Анна Павлова порывает с императорским театром. Павлова уезжает из Петербурга вырвав хореографическое искусство из позолоченной рамки придворного зрелища.
Она вынесла свои танцы на широкий простор, отдала их простым людям всей земли.
Она поставила перед собой цель доказать, что классический балет не является искусством доступным лишь немногим знатокам. Она создала свою труппу в распоряжении этой маленькой балетной труппы не было ни самолетов, ни кино, ни телевидения…. И надо было быть не только великой артисткой, но и бесстрашной женщиной, чтобы отказаться от постоянного театра. Ее английский дом – Айви Хауз – служил лишь пристанищем для краткого отдыха между гастрольными поездками, которые длились по несколько месяцев. Павлову никогда не смущало, где, в каких условиях будет она танцевать. Ее выступления в США (Павлова исполняла «Умирающего лебедя») проходили на ипподроме и были объявлены вместе с дрессированными собачками и другими цирковыми аттракционами.
Реферат опубликован: 27/11/2007