Страница: 6/11
Создание этих полотен обусловлено, с одной стороны, исторической ситуацией - Наполеон III, женившись на особе, принадлежащей старинному испанскому роду, завозит в Лувр множество картин испанских живописцев. Мане тщательно копирует их. Испания входит в моду у французов.
С другой стороны, страсть, темперамент испанских танцоров привлек Мане, который жаждал приобщиться к ярким проявлениям человеческого характера, естественности и не надуманности.
Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров.
«Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая находится между так называемой реалистической и романтической. В ней опять же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо.
В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии», изображает своего брата Эжена в национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо», пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады».
После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились к господину Мане, они начали считать его своим учителем.
Этапным произведением мы выделяем работу «Лола из Валенсии».
В этой работе художник решает ту же проблему, что и на протяжении всего периода – отношение модели и фона, поиск яркой, естественной натуры.
Он выстраивает соотношение красок яркого национального костюма танцовщицы с остальными цветами работы.
Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, …опознавательные цвета».
Основные цвета этой работы – красный, белый и черный. Фон дан условно – мы видим некие перекладины. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны. Художник передает своеобразие именно испанского темперамента.
Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи? У меня есть несколько гипотез.
Обращение Мане к Веласкесу и Гойе.
Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе:
О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, …так похоже на модель…его способность казалась чудом»
Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду, и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком».
Как видим, испанским художникам было важно точно скопировать модель, передать ее сущностные характеристики.
Гойю и Веласкеса называют реалистами. О живописи 17 века Испании говорят также, что появляется натуралистическая тенденция, связанная с распространением караваджизма, появляется воспроизведение повседневной жизни. Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист». Если обобщить эти характеристики, и понять, что имеется в виду, то речь заходит, скорее всего, не о реализме в общепринятом искусствоведческом понимании, а о художественном реализме с точки зрения философии искусства. Художественный реализм – соответствие рожденного художественного образа объективной сущности. И Гойя, и Веласкес, и Э. Мане - художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах.
Во-вторых, и Веласкес, и Гойя резко порвали с художественной традицией, бросили вызов академизму. Тоже делает и Э. Мане. Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида. Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» - Курбе и Милле - также не вдохновляли художника. Он не приемлет их суровый реализм.
Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации.
В-третьих, общее стремление к демифологизации находит свое яркое воплощение в работах Гойи и Веласкеса.
Веласкес обращается не к античным мифам и не к религиозным сюжетам, а к конкретной современной теме. Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» - бытовых картин, натюрмортов. Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» - крестьяне, мужички из народа. Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо.
Реферат опубликован: 27/02/2010