Страница: 11/14
Философия З. Фрейда - фундамент современной массовой культуры. В начале XX века австрийский врач-психопатолог и философ З
Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах инстинктах, которые довлеют над сознанием людей и определяют многие их поступки. В своей теории бессознательного З. Фрейд исходил из того, что сущность человека выражается в свободе от инстинктов. Отсюда и жизнь в обществе возможна только тогда, когда эти инстинкты подавляются. Возникает то, что Фрейд называл "фрустрацией" - то есть неосознанной ненавистью индивида к обществу, которая выражается в агрессивности. Но поскольку общество обладает достаточно сильными для подавления этой агрессивности индивидов возможностями, человек находит свой выход неудовлетворенным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроется в использовании его инстинктов страха, секса и агрессивности
XX век войдет в историю человечества как век страха. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы (землетрясения, цунами, бермудский треугольник с неразгаданными тай нами); просто катастрофы (кораблекрушения, авиакатастрофы, пожары); монстры (к ним относятся гигантские гориллы, агрессивные акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т.д.); сверхъестественные силы (речь идет о дьяволах, антихристах, духах, явлениях переселения души, телекинеза. Особо выделяется в этом ряду жанр "трупомании", зомбирования); инопланетяне.
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества элита ( от французского elite - лучшее, отборное, избранное). определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода - понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
В своем основополагающем труде " Мир как воля и представление", завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: "люди гения" (то есть способные к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и "люди пользы" (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность)
В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872г.), "Человеческое, слишком человеческое" (1878г.), "Веселая наука" (1872г.), "Так говорил Заратустра" (1884г.), элитарная концепция проявляет себя в идее "сверхчеловека". Этот "сверхчеловек", имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф.Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью
В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Х. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название "Дегуманизация искусства", посвященное проблемам различного старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того " .радоваться или сострадать человеческим судьбам, - пишет Ортега, - есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения". Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. "Дегуманизация" - и есть основа нового искусства XX века. "Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство - это чисто художественное искусство"
Реферат опубликован: 11/11/2008