Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 37/49

По мнению социобиологов, принципиальные изменения в представлении о природе человека должна внести теория геиио-культуриой коэволюции. Суть ее состоит в утверждении того, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль все же отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом де­ле прежде всего объектом биологического знания. Уилсон определя­ет задачу социобиологии как "изучение биологических основ всех форм социального поведения у всех животных, включая челове­ка". Главные положения его теории сводятся к тому, что у чело­века не может быть "трансцендентальных" целей, возникших вне его биологической природы.

По мнению представителей теории геннокультурной коэво­люции, весьма вероятно, что человек наследует моральные чув­ства по биологическим каналам. Так, происхождение запретов кровнородственных браков (инцест) усматривается в поведении животных, из этого и выводятся биологические основания мо­ральных табу вообще. То же самое относится к агрессивности человека, которая якобы является неотъемлемой его чертой. Вот почему, скажем, война — это не что иное, как проявление внутривидовой агрессии. О характере социобиологических ана­логий и изысканий можно судить, например, по объяснению человеческой любви — как поведенческого механизма, обеспе­чивающего оптимальную связь между удовлетворяющими друг друга партнерами. Дело доходит до того, что даже сознание человека рассматривается в качестве инструмента только для исполне­ния биологических функций, "Человеческое сознание, — пишет Уилсон, — является устройством для выживания и воспроизводст­ва, а разум есть всего лишь один из инструментов для биологи­ческого воспроизводства".

Оценивая концентрацию социобиологов, нельзя отрицать продуктивности и эвристической ценности идеи коэволюции. Но сразу же следует дистанцироваться от спекуляций на ней представителей современного социал-дарвинизма, расизма и евгеники.

Коэволюция как взаимодействие биологического и социального в развитии человека и общества действительно имеет место. Бо­лее того, следует особо подчеркнуть, что человек (и человечество) может развиваться только в единстве с природой, т.е. в рамках коэво­люции. И то, что мы сегодня называем этим словом, было осмыс­лено и понято замечательным русским ученым В.И. Вернадским еще в начале нашего столетия. Именно он впервые научно обосновал тесную взаимообусловленность человека (человечества) и природы, и прежде всего человека и биосферы.

Но главное заключается в том, в какой мере и до какого предела признаются влияние биологического на социальное и биологическая детерминация поведения человека. Биология, гены, конечно же, определяют поведение человека, он не мо­жет вырваться за пределы своей биологической природы, даже если бы очень захотел. Есть и эволюционная связь человека с животным, и определенные аналогии между их поведением. Другими словами, существуют биологические основы социально­сти человека.

Однако объяснять развитие и поведение человека преимущест­венно в терминах и рамках биологии, как это делают представите­ли социобиологии, было бы неверно. На самом деле биологическое и социальное в человеке, как мы уже отмечали, находятся в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в условия существова­ния животных, даже если и выживает физически при благоприят­ных обстоятельствах, однако не станет человеком, во всяком слу­чае полноценным. Для этого индивиду нужно пройти определен­ный период социализации. Нельзя не присоединиться к мнению о том, что "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми". Другими словами, вне социаль­ных условий одна природа еще не делает человека человеком.

Реферат опубликован: 15/12/2006