Страница: 5/6
Есть еще одна особенность в характере Печорина , которая заставляет во многом по-новому взглянуть на исповедуемый им индивидуализм. Одной из доминирующих внутренних потребностей героя является его ярко выраженное влечение к общению с людьми, что уже само по себе противоречит индивидуалистическим мировоззренческим установкам. В Печорине поражает постоянное любопытство к жизни, к миру, а главное - к людям.
Печорин, говорится в предисловии к роману, - тип "современного человека", каким автор "его понимает" и каким слишком часто встречал.
Итак, перед нами два героя, оба представители своего непростого времени. Замечательный критик В.Г. Белинский не ставил между ними знака "равно", но и большой пропасти между ними не видел.
Называя Печорина Онегиным своего времени, Белинский отдавал должное непревзойденной художественности пушкинского образа и вместе с тем полагал, что "Печорин выше Онегина по идее", хотя, словно приглушая некоторую категоричность этой оценки, добавлял: "Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову". Начиная со 2 половины XIX века за Печориным упрочилось определение "лишнего человека".
Глубинный смысл и характеристика типа "лишнего человека" для русского общества и русской литературы николаевской эпохи, вероятно, наиболее точно определил А.И.Герцен, хотя это определение и остается пока в "запасниках" литературоведения. Говоря о сущности Онегина и Печорина как "лишних людей" 1820-30-х годов, Герцен сделал замечательно глубокое наблюдение: "Печальный тип лишнего . человека - только потому, что он развился в человеке, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах".
И все же при всей близости к Онегину Печорин, как герой своего времени, знаменует совершенно новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если в Онегине отражен мучительный, но во многом полустихийный процесс превращения аристократа, "денди" в человека, становления в нем личности, то в Печорине запечатлена трагедия уже сложившейся высокоразвитой личности, обреченной жить в дворянско-крепостническом обществе при самодержавном режиме.
По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени", а Печорин- "это герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".
"Евгений Онегин " и "Герой нашего времени" - яркие художественные документы своей эпохи, а главные их герои олицетворяют для нас всю тщетность попыток жить в обществе и быть свободным от него.
План
I. Проблема героя времени в русской литературе.
II. Типы лишних людей в романах Пушкина и Лермонтова
а) Онегин - современник Пушкина и декабристов.
- "страдающий эгоист", "эгоист поневоле"
- богатый помещик
- человек, свободный от служебных обязанностей
- распорядок дня
- дуэль
б) Печорин - герой своего времени.
- отсутствие высоких идеалов
- поистине трагическая личность
- дворянин
- его "душа испорчена светом"
- деятельная личность
- полнота чувств и глубина мыслей
- "его силы необъятные"
- его индивидуализм
III. "Евгений Онегин" и "Герой нашего времени" - лучшие художественные документы своей эпохи.
Литература
1) Н.А.Демин "Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе", Москва, "Просвещение", 1971г.
2) М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", Москва, "Советская Россия", 1981г.
3) М.Ю.Лермонтова "Сочинения", Москва, издательство "Правда", 1988г.
4) В.Г.Маранцман "Художественная литература", "Просвещение", 1991г.
Реферат опубликован: 25/04/2008