Архитектура

Страница: 4/7

В 1840 году было разобрано деревянное помещение суконной фабрики, работавшей в Омске уже двадцать лет, и на его месте построено двухэтажное каменное здание, сохранившееся до наших дней. Это здание (проспект Маркса №9) – одно из первых производственных зданий в Сибири – является историко-архитектурным памятником.

В 1857 году на площади перед Никольской церковью построено трехэтажное здание войскового правления (ул. Короленко, 18).

Несколькими годами позже в крепости построено здание военного собрания (современный Дом офицеров). Двухэтажное здание со зрительным залом оформлено в стиле классицизма и имеет ценность как архитектурного, так и исторического памятника. В нем была провозглашена Советская власть на территории Западной Сибири.

В 1861 году в левобережной части города на площади между Никольской и Ильинской церквами было завершено строительство нового дома генерал-губернатора. Оно осуществлялось под руководством архитектора Вагнера и инженера Лазарева. Генерал-губернаторский дом в Омске стал называться дворцом. Это двухэтажное на высоком цоколе здание с высокой башней и флагштоком. Омску наряду с крупнейшими городами империи предоставлено право подъема флага и салюта в высокоторжественные дни. Здание выдержано в классическом стиле. Подсобные одноэтажные помещения симметрично ограждали двор.

В конце XVIII в. для сибирских городов было разработано три варианта фасадов кирпичных и деревянных двухэтажных домов с лавками на первом этаже. По этим проектам в Таре, а позже ив Омске возводились каменные, а более – первые этажи каменные, а вторые – деревянные, здания. В Таре сохранилось много домов постройки конца 18 – начала 19 века. Дома эти, как правило, украшены деревянной резьбой и представляют собой определенную ценность. 15 таких домов в Таре взяты на учет как памятники деревянного зодчества. В Омске слабее была развита торговля и было меньше богатых купцов. Лишь во второй половине 19 века здесь появляются богатые купеческие особняки. Некоторые из них сохранились и также взяты под охрану как архитектурные памятники.

Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.»

В Таре и Омске сохранилось много архитектурных памятников XIX – начала XX вв., представляющие ценные достижения зодчества и народного мастерства. Это общественные и частные здания, каменные и деревянные сооружения с эффектными, затейливыми деталями в отделке.

С упразднением Омской крепости как военного укрепления застраивается территория бывшей эспланады – центральная часть города. Севернее крепости в 1874 году возводится двухэтажное здание мужской гимназии. В 30-е годы над зданием был надстроен третий этаж. В 1879 году вдоль восточной стороны крепостного рва строится здание женской гимназии. В 1883 году к ней пристроено помещение пансионата. Тогда же возводится двухэтажное здание фельдшерской школы (ул. Тарская, 3). В эти же годы южнее Главного управления застраивается целый квартал общественными зданиями: казенная и контрольная палаты, госбанк.

Значительно расширяется кадетский корпус. К двухэтажному зданию с колоннами по проекту Вершинина пристраиваются трехэтажные корпуса.

Недалеко от Главного управления было построено двухэтажное здание Пограничного управления для сношений с феодальной верхушкой северо-восточных и центральных уездов Казахстана, решения административных вопросов.

В 1874 году торговая площадь от устья Оми переносится в нагорную часть эспланады (ныне – пл. им. Дзержинского). Начинается застройка центральной части города. Но еще долгие годы Омск остается небольшим провинциальным городишком с ветхими деревянными постройками. К 70-м годам при наличии в Омске более шести тысяч разного рода построек имелось лишь 74 каменные дома и 100 домов в два и три этажа.

С середины XIX в. начинается застройка каменными двухэтажными домами восточной стороны Любинской улицы. Первое из них на углу возле берега Оми уже стояло к началу 60-х годов. В 70-е годы здесь появилось еще два дома. Они и положили начало современному ансамблю улицы Ленина.

Развитие пароходства и особенно строительства железной дороги дали мощный толчок развитию Омска. С 7 мая 1892 года началась укладка пути на запад и восток от города. Омск становится важным центром строительства железной дороги. Сюда пароходами из Тюмени завозили рельсы, оборудование, стройматериалы. Строятся вокзал, железнодорожные мастерские, депо. Интенсивно сооружается мост через Иртыш по проекту профессора Н. А. Белолюбского. В 1896 году прошло успешное опробование моста и началось беспересадочное движение по линии Челябинск-Омск-Обь.

Реферат опубликован: 15/10/2006