Страница: 4/5
преображение : " Сам он представлялся себе огромного роста , мощным мужчиной , который обеими руками швыряет французам ядра " . Глава
заканчивается неожиданно , но вполне в духе
толстовского представления о людях подвига :
" - До свидания , голубчик , - сказал Тушин , - милая душа ! прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами , которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством ,
и его слова прозвучат уже торжественно : " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми , два орудия исковерканными и прикрытия никакого . Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из противоречий , из сочетания " малого " и " великого ",
скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины . Нетрудно видеть , что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же художественным законам ". ***
Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана , мужика Тихона Щербатого , приставшего к отряду Денисова . Тихон отличался богатырским здоровьем , огромной физической силой и выносливостью . В борьбе с французами он
проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен рассказ Тихона о том , как на него набросились четыре француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Тихон - образ вполне ясный . Он как бы олицетворяет собою ту
" дубину народной войны " , которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока не погибло всё нашествие . Он сам ,
добровольно ,попросился в отряд Василия Денисова.
В отряде , постоянно нападавшем на вражеские обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне : " Пойдём , говорю,
к полковнику . Как загалдит . А их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на них таким манером топором : что вы , мол , Христос с вами , -
вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь " . ***
Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати ,
основная цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том , что они вместо французских блюд ели русские щи , а за французские слова назначали штраф . Облик Александра I в толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были присущи
" высшему свету " , проявляются и в характере царя.
Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом . Александр заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом : " Старый комедиант " . С. П. Бычков писал :
" Нет , не Александр I был " спасителем отечества " ,
как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом . Напротив,
при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа откровенных пораженцев во
главе с великим князем и канцлером Румянцевым , которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ". ***
Платон Каратаев - вогплощение " всего русского,
доброго и круглого " , патриархальности , смирения, непротивления , религиозности - всех тех качеств , которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее и противоречивее,
он чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги . Не больше , впрочем,
чем Тихон Щербатый . Просто это - другая сторона
" мысли народной " . ***
Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых героев Толстого , выжигала в их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое чувство . В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и судьба
народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . " В полку его называли " наш князь "
, им гордились и его любили " , - писал Толстой . Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям , народу . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли правителей , а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала :
Реферат опубликован: 3/12/2006