Страница: 4/11
Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию. Заслуживает внимания то, что тело этого орудия не имеет важнейших элементов, присущих орудийным стволам того времени. У Царь-пушки нет цапф - цилиндрических приливов или передней части, которыми стволы укладывались на станины лафетов. Вторая особенность: отсуутствие на казенном срезе-торели винограда - приспособления в виде фигурного выступа. Виноград и дельфины, были необходимы для подьема пушечных стволов на лафеты и снятия их с них.
В древности Царь-пушку долгое время называли еще и "Дробовиком Российским", хотя на самом орудии в литой надписи оно названо "пушкой". Особая форма канала ствола Царь-пушки, отсутствие снаружи цапов и винограда позволяет сделать вывод, что этот великолепный образец литейного искусства конца XVI века хотя и близок к мортирам, но все же
относится к особому виду артиллерийским орудиям. Подобных ему среди сохранившихся русских артиллерийских орудий того времени нет.
Конструкция ствола позволяет предположить, что для стрельбы из этого орудия мог быть применен главным образом "дроб" - картечь. Ядра, которые лежат сейчас возле Царь-пушки, - декоративные, чугунные. Они отлиты в 1835 году на заводе Берда в Петербурге.
Царь-пушке не пришлось участвовать в боевых действиях, однако, несомненно, что ее отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях. Царь-пушка является шедевром тяжелой крепостной артиллерии своего времени.
В течение почти четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. Как известно, вскоре после отливки и отделки ее поверхности она была привезена в Китай - город. Здесь ей было определено место на Красной площади около Лобного места.
Согласно документам, изданным в 1911 году, Царь-пушка находилась во дворе Арсенала и в начале XIX века уже была поднята на деревянный лафет. Во время событий 1812 года, при отступлении наполеоновских войск из Москвы, значительная часть Арсенала была взорвана, и Царь-пушка вместе с другими орудиями едва не пострадала.
Изучая ранние документы, можно предположить, что в 1812 году, во время знаменитого пожара в Москве, деревянные лафеты Царь-пушки, "Единорога" и других орудий, находившихся во дворе Арсенала, сгорели.
Для восстановления Кремлевского ансамбля после событий Отечественной войны 1812 года, в 1819 году в Москву был приглашен строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге А. Монферран. Осмотрев Кремль, он решил принять участие в работе по восстановлению кремлевских сооружений, которую уже проводила Комиссия для строений в Москве во главе с ее директором генерал-майором де Витте. По его проекту два самых больших артиллерийских орудия из хранящихся в Московском Кремле - отлитых Андреем Чоховым, Царь-пушка и "Единорог" мастера Марьяна Осипова - должны были стать центром монументальной композиции и занять место у главных ворот Арсенала. Оба эти орудия изображены на поекте, уложенными на деревянные, окрашенныев зеленый цвет лафеты с железными черными оковками.Однако такой памятник не был создан.
Идея установления двух артиллерийских гигантов - Царь-пушки и
"Единорога" на лафеты вновь была высказана впоследствии. Тогда же снова был поднят вопрос о сооружении в Кремле памятника в честь
победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
По свидетельству директора Комитета де Витте, первоначальные
рисунки для лафетов к Царь-пушке и "Единорогу" были исполнены академиком Российской академии художеств Александром Павловичем Брюлловым. По-видимому, к созданию эскизов лафетов он приступил в 1832 году по возвращении из Парижа.
Чертежи, необходимые для изготовления лафетов к Царь-пушке и "Единорогу", были выполнены самим де Витте. Изготовить лафеты в Москве не удалось. Поэтому де Витте направил запрос в военно-учетный комитет военного министерства об условиях изготовления лафетов и о необходимых материалах. Председатель военно-ученого комитета генерал-лейтенант Гогель распорядился составить специальную "ведомость" о нужном количестве чугуна, которое было определено специалистами в 2106 пудов.
Реферат опубликован: 22/06/2007