Страница: 3/4
Пожалуй, это было последнее радостное событие в создании и строительстве обители. Наступившие трудные времена сказались и на монастыре. В первую мировую войну сестры активно участвовали во всех начинаниях тыла: помощи раненым, сборе теплых вещей, книг для фронта.
Да и отношения с советской властью в первое время были если не теплыми, то вполне нормальными. В 1919 г. Никольская больница развернула в монастыре госпиталь, и Наркомат здравохранения выделял ежемесячно по 500 рублей на его содержание (сумму скорее символическую). Но по окончании гражданской войны настали тяжелые времена. Во время голода 1921-1922 гг. началась кампания по изъятию церковных ценностей. И хотя иерархи сами предложили помощь, советская власть отказалась от нее, потребовав полной конфискации всех драгоценностей, облачений, утвари, в том числе и той, что была необходима при богослужении. Начался повальный грабеж церквей и монастырей. Не миновала чаша сия и Головинский монастырь. В апреле 1922 г. здесь реквизировали 9 пудов 1 фунт 23 золотника), есть свыше 144 кг) ценностей. Следует отметить, что это общий вес, куда входили не только драгоценные камни и металлы, но и арматура, их скрепляющая, облачения и прочее.
По некоторым данным изъятые ценности направлялись не столько на помощь голодающим, сколько на уплату репараций по Брестскому миру, тем более что Запад отказался продавать хлеб Советскому правительству и, если бы не помощь Ф. Нансена, число погибших от голода и болезней могло быть гораздо больше. После ограбления жизнь в монастыре продолжалась. Сестры по примеру других обителей организовали трудовую артель. Фактически она уже существовала, созданная самим образом жизни в монастыре, и лишь оформилась в советское время как один из способов выжить. А трудолюбия монахиням было не занимать. Вспомним рукодельную мастерскую обители, ее сельскохозяйственные производства. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже золотошвейная работа с жемчугом получила "Гран При". А молочную ферму Головинского монастыря окрестные жители вспоминали десятки лет спустя после закрытия обители.
Очередная кампания советской власти в борьбе с религией была направлена против так называемых "лжеартелей", созданных в монастырях. Какие только обвинения не звучали в их адрес! В 1923 г. добрались и до Головинского монастыря. По постановлению президиума Краснопресненского райсовета земледельческая артель монахинь была распущена. Вопрос о том, имел ли право райсовет города Москвы распускать организацию, находящуюся в юрисдикции совета Ульяновской волости Московского уезда, даже не стоял.
Но еще некоторое время монахини влачили свое существование в обители, тем более что большинству из них просто некуда было деться. А тут еще непрошеные гости, поселившиеся в монастыре: рабочие фабрики им. П. Алексеева (бывшая Иокиш), студенты, военнослужащие.
Окончательно монастырь закрыли, очевидно, в 1929 г. В этом году еще слышали праздничный звон колоколов на Пасху, видимо в последний раз. Послушниц распустили по домам, а сестер, как и практиковалось в те годы, выслали в места отдаленные.
Время закрытия монастыря совпало с созданием советской крепостнической системы: началом коллективизации. Организовали колхоз и в Головине.По переписи 1926 г. в селении насчитывалось 40 дворов и 227 жителей, преимущественно крестьян. Как писала районная газета "За темпы" (пос. Сходня) "коллективизацией охвачено 100%". Оказывать помощь колхозу обязали Никольский кирпичный завод.
Монастырь был обречен. Спасская церковь - первая на территории монастыря - была превращена в общежитие. В 1970 г. она была снесена, на ее месте сейчас жилой дом. Главная святыня монастыря - икона Казанской Божией Матери, хранилась в специально построенной для нее церкви. После закрытия храм был обезглавлен, перестроен, к нему прилепили сарай, а в 1970 г. храм уничтожили. Икону удалось спасти; сейчас она находится в церкви Знамения (в бывшем селе Аксиньино). Троицкий собор после 1930 г. перестроили в четырехэтажный жилой дом. Летом 1970 г. его снесли и на его месте возвели двенадцатиэтажный дом.
На монастырском кладбище, остатки которого также уничтожены к 1970 г., кроме захоронений клириков, жертвователей, семейства Иокишей, находились могилы художника-передвижника, академика К. В. Лемоха, его жены и внука Мити (являвшегося также внуком Д.И. Менделеева). В 1951 г. неподалеку от бывшего монастыря открыли новое кладбище, Головинское, ныне заброшенное и более напоминающее свалку.
Реферат опубликован: 19/11/2006