Страница: 2/6
В ночь с 4 на 5 июля 1591года Москва осветилась кострами. Они вспыхнули на башнях Кремля, Белого города и в монастырях. Москвичи- ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. «Тое ночи пошли из обозу со всеми людьми и с нарядом на крымского царя Казы- Гирея, на его станы, где он стоит, и на походе близко крымского царя полков учали из наряду стрелять».
А в то же время около татарского стана появился богато одетый безоружный всадник. Татары захватили его и привели к хану. «Что есть тако на Москве великий шум ?» - спросили его, угрожая пыткой. А тот ответил, что «приидоша к Москве многая сила Новгородская и иных государств Московских, прити сее нощи на тебе». «Пленника жестоко пытали . но он оставался непоколебим и твердил все одно, не изменяя ни слова».
Измученные ночной схваткой и убежденные стойкостью пленника, татары поверили ему и бежали в ту же ночь так поспешно, что «между Москвою и городом Серпуховым . повалили много мелкого леса и передавили несчетное множество своих лошадей и людей». На следующее утро под городом татар уже не было.
Войско Казы-Гирея было перехвачено на переправе через Оку и разгромлено. Поход Казы-Гирея оказался последним походом крымских татар на русскую землю, во время которого им удалось дойти до Москвы.
В столице Руси царило ликование. Разгром Казы-Гирея сравнивался с победой на Куликовом поле. Это выразилось, в частности, что Борис Годунов помимо денег, земель и почетного звания «слуги», которое было выше боярского, получил в награду золотой сосуд, захваченный русскими на Куликовом поле, названный «Мамай».
Политический противник Бориса - дьяк Иван Тимофеев писал, что никогда участники походов Ивана Грозного не получали столько золотых монет и дорогих тканей, сколько раздал Борис победителям Казы-Гирея. И, наконец, чтобы увековечить свою победу, на месте «гуляй-города» основал монастырь, который москвичи в честь иконы богоматери Донской, покровительницы воинов, помещенной там в церкви, прозвали «Донской, что в обозе».
Место нового монастыря было выбрано, конечно, не только для того, чтобы увековечить победу, но и стратегически продумано.
В первые годы своего существования Донской монастырь был очень невелик. Опись 1628 года, древнейшая из сохранившихся описей монастыря, рисует нам следующую картину: « .церковь камена, а в церкви образы и свечи и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение .да .келья игуменова, да келья братцкая, да ограда деревянная замет на 25 прясел». Перед нами небольшая крепостца, в ней два жилых здания (кельи) и в центре - церковь. Это и есть сохранившийся до наших дней так называемый Старый, или Малый собор Донского монастыря.
Документы, точно датирующие строительство собора, нам не известны. И. Е. Забелин, опираясь на летописное свидетельство, приводит убедительный расчет, из которого следует, что Малый собор мог быть завершен к 1593 году. Можно предполагать, что строительство храма было начато уже в 1591 году, поскольку поставленная в память о разгроме Казы-Гирея Спасская надвратная церковь Симонова монастыря (ныне не существует) датируется 1591-1593 годами. Кроме того, Иван Тимофеев, непосредственный участник обороны Москвы в 1591 году, именно к этому году, судя по строю его повествования, относит и основание монастыря и построение в нем храма.
Бесстолпный храм-памятник, своим планом напоминающий более древние храмы Руси, следует представить себе без пристроенных в более позднее время двух боковых приделов, трапезной и колокольни, закрывающих ныне до половины фасады собора и порталы на южной, северной и западной сторонах; растесанные окна надо мысленно сузить и дорисовать сандрики над ними и, наконец, вообразить себе абрис шлемовидной главы, скрытой ныне под более поздним куполом. Эти мысленные дорисовки необходимы, чтобы представить суть композиционного замысла мастера, ощутить мемориальную особенность сооружения, слитность его объема, поразительную цельность силуэта. Четверик, фасады которого расчленены лопатками на три вертикальных деления, переходит в завершающую его трехступенчатую пирамиду из кокошников, венчаемую стройным барабаном. Не только лопатки, членящие стены храма и трех частного пониженного алтаря, но и весьма остроумный прием размещения уменьшающихся кверху кокошников одного над другим, а не «вперебежку», усиливают устремленность архитектурной формы к своему завершению. Вытянутая вверх аркатура барабана - последний штрих перед вертикалью креста. Перспективные порталы также имеют подчеркнутую вертикальную направленностью.
Реферат опубликован: 2/01/2007