Страница: 2/5
В 1493 году, после Никольского пожара, монастырь был сильно разорен и долгое время не мог привести свое хозяйство в порядок. Но вот в 1505 году по велению князя Московского Василия Ивановича в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили и, как указывает Амвросий в “Истории российской иерархии “, назвали Петровским на Высоком в честь митрополита московского Петра. После смерти митрополит был причислен к лику святых, а мощи его навечно положили в церковь Боголюбской иконы Божьей Матери. Однако через девять лет после переименования обители эту маленькую церквушку разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514 - 1517) , но уже с престолом во имя святого Петра Митрополита.
XVII столетие занимает особое место в истории нашей страны. Это было время зарождения новых отношений в экономике, окончательного оформления крепостнической системы и вместе с тем крестьянских войн, иностранной интервенции, многочисленных городских восстаний.
В 1612 году монастырь был оплотом борьбы с польской шляхтой. Как только Москва освободилась от литовско - польских интервентов , вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 году , по всей вероятности с согласия митрополита Филарета ( в миру Романов Федор Никитич (1554 - 55 - 1633), государственный деятель , патриарх с 1619г., отец первого царя из династии Романовых — Михаила. В 1610 г. учавствовал в свержении царя Василия Ивановича Шуйского. При Михаиле стал фактическим правителем страны. Похоронен в Успенском соборе Кремля. ) в севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы , надо полагать , в честь возведения его сына Михаила Федоровича на царский трон .
Без малого еще через полсотни лет в этой церкви захоронили братьев царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра 1) Ивана и Афанасия, убитых стрельцами во время восстания в Москве в мае 1682 года. Восстание 1682 г. “ Хованщина “ (по имени князя И. А. Хованского, руководителя стрелецкого движения, начальника Стрелецкого приказа) , антифеодальное восстание , главным образом стрельцов и солдат Москвы, явилось следствием усиления феодально - крепостнического гнёта , роста злоупотреблений боярско - дворянской администрации и притеснений стрельцов и солдат. Восстание 1682 года было облегчено борьбой за власть в правящей верхушке. Брожение в стрелецких полках вымелось в восстание, ускореное смертью царя Федора Алексеевича (27 апреля 1682 года ).Оплакивая братьев, царица решила построить над их могилами большой каменный собор. Выполняя ее волю, в 1684 году на месте разобранной церкви Покрова заложили пятиглавый храм во имя Боголюбской Божьей Матери. Строительство шло ускоренными темпами и уже на следующий год митрополит Иоким в присутствии Натальи Кирилловны освятил собор, а через некоторой время отслужили торжественную панихиду по убитым братьям, гробницы которых установили в обширной трапезной.
Следует заметить, что с обретением единовластия в 1689 году, Петр 1 уделял монастырю особое внимание. После завершения строительства Боголюбского собора начались большие работы по обновлению монастыря. Правда, еще продолжалась постройка собора святого Петра Митрополита, которую царица затеяла в ознаменование победы ее сына Петра 1 над его старшей сестрой Софьей (дочерью первой жены царя Алексея Марии Ильинечны Милославской). В процессе работ вокруг собора возвели галерею - гульбище, огражденную парапетом, придавшую зданию особую стройность. Открытие собора состоялось 8 мая 1690 года.
Большое строительство развернули в юго - западной части монастыря на территории бывшей усадьбы Нарышкиных, пожертвованной обители в ознаменование рождения наследника престола Петра Алексеевича в 1715 году.
На подклети каменных палат построили кирпичный корпус Братских келий, ограничивающих территорию монастыря по линии Петровской дороги и Старо - Серебряного (ныне Крапивенского) переулка. Новый корпус своей оригинальной отделкой каменных наличников, сплошного ряда окон на фасаде второго этажа, расчлененного на равные части колонками, подчеркнуто строгой линией карниза, придал всему ансамблю монастырских построек особую красоту и изящество.
Реферат опубликован: 13/11/2006