Страница: 3/6
Энергичные меры, принятые Советским правительством, вскоре дали свои результаты: через год продовольственные трудности были в основном ликвидированы. Началось и постепенное улучшение экономической жизни столицы.
Прежде всего наступило оживление в легкой промышленности, особенно в текстильной, изделий которой люди были лишены в течение ряда лет. Возрождалась слава московского текстиля, известного далеко за пределами России. Сложнее было восстановить металлическое производство. Не хватало самых необходимых материалов, остро чувствовался недостаток квалифицированных рабочих и инженеров. Но и здесь усилия москвичей принесли значительные успехи.
Одним из первых был восстановлен металлургический завод бывш. Гужона. в пятую годовщину Октября получивший название «Серп и молот». В 1921 г. печь № 7 дала первую послевоенную плавку, а уже в 1926 г. металл с маркой «Серпа и молота» можно было увидеть в разных концах страны: на фермах железнодорожных мостов, на мачтах линий электропередачи, на металлических каркасах новых заводских гигантов, на рамах первых советских автомобилей, на станках.
В не менее трудных условиях шло восстановление единственного в то время завода по производству металлообрабатывающих станков в Москве «Красный пролетарий». Всю зиму 1921/22 г. рабочим приходилось трудиться в нетопленых корпусах при температуре ниже нуля. Прошло всего пять лет, и завод «Красный пролетарий» превратился в одно из крупнейших предприятий советского станкостроения. На одно из первых мест в стране по выпуску электрических двигателей вышел завод «Динамо». В ночь на 1 ноября 1924 г. на заводе АМО бригадой Н. С. Королева был собран первый в Советском Союзе грузовой автомобиль АМО Ф-15. На демонстрации в день празднования 7-й годовщины Октября колонну автозаводцев возглавили 10 первых автомашин, созданных их руками.
Успешно развертывалось строительство новых электростанций. Весной 1922 г. состоялось торжественное открытие Каширской электростанции, работавшей на подмосковных бурых углях. Вскоре среди торфяных болот Подмосковья поднялись здания одной из крупнейших торфяных электростанций мира—Шатурской ГРЭС им. В. И. Ульянова-Ленина. Новые электростанции значительно усилили энерговооруженность московской промышленности, позволили начать электрификацию городских окраин, до революции фактически не имевших электрического освещения.
В 1922 г. в Москве была сосредоточена четверть всех промышленных предприятий страны, на долю которых приходилось почти 40% валовой промышленной продукции.
Восстанавливая и развивая свое хозяйство, москвичи стремились оказать максимальную помощь трудящимся бывших национальных окраин России, чтобы поднять их экономический и культурный уровень. Так, в 1921 г., когда началась электрификация столицы Азербайджана Баку, рабочие «Динамо» отправили туда свои электромоторы. Они же помогли в 1924 г. пустить Бакинский трамвай и наладить в Баку добычу нефти из новых скважин. С помощью стальных канатов «Серпа и молота» шахтеры Донбасса начали восстановительные работы на шахтах. Счетные машины завода им. Дзержинского, подъемные краны завода подъемных сооружений, гидромониторы и торфоформовочные машины, краны-корчеватели и краны-погрузчики завода им. Владимира Ильича работали во всех концах нашей необъятной страны.
Творческая инициатива рабочих столицы, принимавших активное участие в борьбе за восстановление и развитие промышленности, ярко проявилась в развертывании движения изобретателей и рационализаторов. Рабочий завода АМО Попов изобрел автомат для прорезывания шлицов на головках шурупов, винтов и пробок к блокам цилиндров. Рабочие «Серпа и молота» Болонкин и Ружицкий предложили автомат для ковки болтов. Только в течение 1925 г. московские металлисты, текстильщики и печатники внесли более 8000 рационализаторских предложений, направленных на поднятие производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции.
Реферат опубликован: 15/08/2007