Страница: 3/4
Иван Данилович считал себя уже не только московским но и великим князем “всея Руси . Он властно диктовал свои условия Новгороду и не склонялся на мольбы новгородцев о мире . Заняв Торжок , он разорил новгородские земли в течение нескольких зимних месяцев . Даже далекий Псков испытал на себе тяжелую руку великого князя , добившегося временного изгнания из него Александра Михайловича Тверского . Владения московского князя стали заметно продвигаться на Дальний Север .В 1337 г. московская рать ходила в область Северной Двины , принадлежавшую Новгороду . В то время Двинская область осталась в новгородском владении , но Иван Данилович уже распоряжался на Печере и жаловал «…сокольников печерских , кто ходит на Печеру» , различными льготами .
Калита заложил основы могущества Москвы . Он первый начал объединять вокруг нее русские земли . После долгого промежутка времени он был первым авторитетным князем , влияние которого распространилось на всю Северо-Восточную Русь .
Глава 4. Москва делается церковным центром всей Руси .
При Калите Москвастала духовным центром всей Русской земли , постоянным местопребыванием русских митрополитов . Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву . Старая традиция связывала для русских людей представления о «царствующем городе « с тем местом , где жили и государь и митрополит . Пышные богослужения по случаю поставления в епископы , когда в столице собирались высшие иерархи из других городов , постоянные сношения с Константинополем и с княжескими столицами на Руси , встречи и проводы митрополитов и епископов , одним словом , блестящие церковные церемонии , до которых были падки средневековые люди , сделались достоянием Москвы . Можно было не признавать притязаний московского князя , но нельзя было под страхом отлучения игнорировать митрополита .
Москва получила неоспоримые преимущества перед всеми другими городами , и московская иерархия поднялась неизмеримо выше всех остальных . Митрополит держал в своих руках право поставления епископов и суда над ними и нередко им пользовался , силу духовной власти испытали даже иерархи таких крупных городов , как Новгород и Тверь . Уже в 1325 г. новгородский кандидат Моисей ездил в Москву к митрополиту Петру ставиться на архиепископию и присутствовал на погребении Юрия Даниловича вместе с тремя другими епископами .Легко представить себе ,какие большие средства стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц , ибо устройство церковных дел обходилось недешево .
Многочисленные политические нитисходились ко двору митрополитов , которые имели своими хозяевами в конечном итоге московских князей . Москва связывалась с Константинополем , а через его посредство сюжнославянскими землями . Спор между Москвой и Тверью за преобладание был решен в пользу Москвы уже тогда , когда преемник Петра , митрополит Феогност , родом грек , окончательно утвердил в ней свое местопребывание .
По каким же причинам митрополиты выбрали своей резиденцией Москву ? Любопытные соображения по этому поводу высказал Пл. Соколов , по мнению которого московские князья предоставили митрополитам особо важные льготы по сравнению с тем , что получали епископы в других княжествах .Льготное положение митрополичьего дома с его многочисленными боярами и слугами действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ .
Но дело было не только в одних льготах , а в том , что московские князья обладали достаточной реальной силой , чтобы поддержать угодных для них кандидатов на митрополичий
престол . Немалое значение имело центральное положение Москвы и относительное удобство сношений с Константинополем . Наконец , одним из мотивов переноса кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов . Митрополит «всея Руси» не задевал в Москве ничьих церковных интересов . Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному светской и духовной власти , которое стало характерно для Москвы допетровского времени . Двор великого князя и двор митрополита помещались в непосредственном соседстве ; светская власть нашла себе духовную опору , поддерживая ,в свою очередь , всей своей гражданской мощью главу русской церкви – митрополита . Так , маленький Кремль Калиты уже вместил в себя зародыши другого , более позднего «царствующего града Москвы» .
Утверждение митрополичьего престола в Москве было ударом по тверским князьям , претендовавшим на первенствующую роль среди русских князей . Поэтому ожесточенная борьба между Тверью и Москвой за преобладание сопровождалась такой же борьбой за митрополичий престол .
Реферат опубликован: 14/10/2009