Страница: 1/2
Поступь индустриальная
20 мая 1929 года. В этот день в Москве собрался V съезд Советов СССР, на котором рассматривался один вопрос – о первом пятилетнем плане развития народного хозяйства Советского Союза. Это был план, какого еще не знала советская экономика. До сих пор развитие народного хозяйства в Советской стране определялось годовыми ориентировочными планами. Однако к концу 20-х годов широкий размах социалистического строительства потребовал дальнейшего укрепления планового начала в экономике. Сооружение новых индустриальных гигантов не укладывалось в рамки годовых контрольных цифр. Нужны были многолетние народнохозяйственные планы, которые бы раскрывали перспективу развития отдельных предприятий и промышленности в целом.
Так родилась идея пятилеток. Первый пятилетний план, рассчитанный на построение в СССР фундамента социалистической экономики, предусматривал вложение в народное хозяйство страны 64,5 млрд. руб. Ничего подобного не только не знала, но и не могла себе представить Россия еще несколько лет назад. Поэтому с таким напряженным вниманием следили советские люди за тем, что происходило в эти дни в Большом театре – месте работы съезда.
Прошло, казалось бы, совсем немного времени с того дня, когда здесь же, в Большом театре, VIII Всероссийский съезд Советов принимал план ГОЭЛРО. Тогда плохо освещенный зал, простреленные бекеши и шинели делегатов съезда составляли резкий контраст с тем, что говорилось на сцене. Теперь обстановка совершенно иная. Тот же зал, но весь залитый электрическим светом. Все места, как и тогда, заняты делегатами, но это уже не суровые воины, а мирные труженики, хорошо поработавшие за прошедшие девять лет. На сцене тот же докладчик– председатель Госплана Г. М. Кржижановский. Так же живо и увлекательно звучит его речь. Внимание присутствующих приковано к огромной географической карте, протянутой через сцену: всем хочется поскорее узнать, что скрывается за обозначенными на ней матовыми кружочками, квадратиками, треугольниками, различными линиями. Но вот по знаку докладчика карта «заговорила». На ней зажглись десятки звездочек – ими отмечены основные угольные месторождения страны. Затем вспыхнули красные и голубые кружочки – это электростанции. Гул восхищения пронесся по залу. В конце доклада уже вся карта светилась разноцветными огнями, и словно чья-то волшебная рука, приоткрыв завесу будущего, показала Советский Союз таким, каким он станет в 1933 г.,– мощным индустриальным государством.
Чувства, владевшие делегатами V съезда Советов, были неотделимы от общего энтузиазма, который охватил в то время страну. Трудовой подъем масс стал одним из главных факторов громадного промышленного строительства, развернувшегося по всей стране.
Первые пятилетки (в 1934 г. был утвержден второй, а в 1939 г.– третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР) привели к коренным структурным изменениям в московской промышленности. Если до революции удельный вес легкой промышленности составлял более 75%, а металлообрабатывающей – 10% от общего промышленного производства Москвы, то к концу 30-х годов положение существенно изменилось. Металлообрабатывающая промышленность прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города, достигнув почти 45%. «Ситцевая» Москва отошла на второй план, уступив свое место Москве машиностроительной и электротехнической.
Москва стала средоточием крупнейших заводов авиа-, авто-, станко- и инструментостроения, игравших огромную роль в индустриализации страны. Московская промышленность теперь производила высококачественную сталь, твердые и сверхтвердые сплавы, шарикоподшипники, сложные станки-автоматы, компрессоры, трансформаторы огромной мощности, точнейшие измерительные приборы и инструменты, рентгеновскую аппаратуру и т. д.
Среди предприятий, реконструированных в эти годы, был Московский автомобильный завод, тот самый завод АМО, в цехах которого родился первый советский автомобиль. Собственно, то, что произошло с заводом, лишь условно можно назвать реконструкцией. Фактически он превратился в новое предприятие – одно из крупнейших этой отрасли в Европе. К началу 1940 г. территория завода составляла почти 270 га. Накануне Великой Отечественной войны здесь были разработаны и освоены 23 марки серийных и несколько экспериментальных машин. Росло и производство продукции. В первой половине 1941 г. с главного конвейера Московского автозавода через каждые четыре минуты сходила новая машина.
На окраине города, там, где еще совсем недавно была огромная мусорная свалка, называвшаяся Сукиным болотом, всего за год был построен Первый Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1), по размерам, мощности, совершенству техники и внутренней планировке не имевший равных ни в Европе, ни в Америке. В 1940 г. ГПЗ-1 выпускал в день 100000 подшипников. Дневная же производительность всех европейских подшипниковых заводов, вместе взятых, составляла в то время 120 000 подшипников.
Реферат опубликован: 31/12/2009