Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой

Страница: 13/15

Ср. в либретто: "Лишняя тень -- без лица и названья (страшная). Два поэта в масках - демон и верстовой столб . Они ( Коломбина и Лишняя Тень) идут по лестнице. наверху . любовная сцена. Во время поцелуя Коломбина видит драгуна в зеркале. Вопль. В музыке что-то ужасное". В записях к "Поэме": "В зеркале отражается Лишняя Тень . С маскарада возвращается О., с ней Неизвестный . Сцена перед дверью." В записях есть и существенный уточнения действий этого персонажа ("Лишняя тень") в "Поэме" : "Появляется на балу в 1-й картине. У нее свита за кулисами, она свистом вызывает ее и танцует с ней. Все разбегаются. В 2-й картине она заглядывает в окно комнаты Коломбины и отражается в зеркале , двоясь, троясь и т.д. В 3-й картине выходит из кареты в бобровой шинели и цилиндре , предлагает драгуну ехать с ним . Он (драгун) качает головой и показывает палевый локон. Рукой в перчатке Лишняя Тень хочет отнять локон. Он хватает Тень за руку- перчатка у него в руке, руки не было ." Наконец, в записях есть и прямое указание: "Коломбина и Блок - на островах" (№13.стр 97).

Интересный факт, что в" Арфах и скрипках " Блока есть два стихотворения, помещенные подряд - "В неуверенном зыбком полете ." ( ноябрь 1910) и "Без слова мысль ." (декабрь 1911) где есть обе части этого образа:

Как ты можешь летать и кружиться

Без любви, без души, без лица?

и:

Без слова мысль, волненье без названья.

Какой ты шлешь мне знак . (№5, стр. 269).

со следующими мотивами призрака, сна, несбыточной яви. Похоже, что из такого именно скрещенья ключевых образов 2-х цитат и возникла тень "без лица и названья".

"Весьма любопытно, - отмечает Топоров,- что в "Поэме" Блок характеризуется прежде всего цитатами и парафразами из его собственных сочинений, что вполне согласуется с его функцией знака эпохи, памятника ей" ( №13, стр. 20).

Таким образом, место Блока в "петербургской повести" особое: он ее сюжетный герой (Арлекин), и он выступает в ней как высшее воплощение своей эпохи ("поколения"), и в этом смысле присутствует в ней цитатно, своими произведениями.

Возможно, что "без лица и названья" - не только знак указания на Блока, на едва заметный полемический выпад против поэтики символизма, меткое пародирование ее. ( "Моя поэма . полемична по отношению к символизму, хотя бы к "Снежной маске" Блока. У Блока в "Снежной маске" - распятие, а герой -автор остается жить, а у меня в поэме - "настоящая физическая смерь героя") (№3, стр. 6)

Блок в значительной степени определил своим творчеством атмосферу поэмы и в то же время кое в чем творчество Ахматовой. С этой атмосферой связаны многочисленные, более близкие, или более отдаленные переклички с его поэзией ("аллюзии"). Но нигде мы не находим того, что критик старого времени мог бы назвать "заимствованием": творческий облик Ахматовой остается совершенно непохожим на Блока даже там, где она трактует близкую ему тему.

Стихи, посвященные Ахматовой Блоку,

До сих пор известно было пять стихотворений, которые Ахматова посвятила Блоку. Они относятся к разным периодам ее жизни и одинаково свидетельствуют о том исключительном значении, которое имело для нее явление Блока. А что он занимал особенное место в жизни всего предреволюционного поколения, доказывать не приходится.

Первое стихотворение - ответ на "мадригал" Блока ("Я пришла к поэту в гости . ", 1944)- было уже рассмотрен выше.

Второе - поминальное, написано в августе 1921г. непосредственно после похорон Блока на Смоленском кладбище 10 августа (28 июля ст. ст.). В нем Ахматова пользуется народной формой русского тонического стиха, без рифм, с дактилитическими окончаниями, и задумано оно, по подбору образов и стилю, как своего рода духовный стих, выражающий народное горе о кончине поэта:

Реферат опубликован: 24/12/2006