Страница: 2/2
Громов болезненно реагирует на зло, несправедливость, беззаконие. Он не перестает протестовать, возмущаться, и не теряет веры в то, что рано или поздно правда наконец восторжествует.
Иначе смотрит на жизнь доктор Рагинь. “При всякой обстановке мы можем найти успокоение в самих себе”. Следуя этой идее Рагель не вмешивается в дела больницы, не пытается изменить положение больных: “ В своей нечестности виноват не я а время”.
Чехов восстает против насильного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Устами Громова автор осуждает Рагина: “Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым кабинетом нет никакой разницы.
“Страданья презираете, а небось прищеми вам палец дверью, заорете во все горло”.
Лишь перед смертью Врагель понял правду Громова, правду тех, кто не хочет, не может мириться с насилием. Когда в палате №6 Никита избивает его, это событие освещает пронзительным светом ложь его жизни и его философского мировоззрения. Наступает пробуждение совести, появления чувства вины, в голове его мелькнула страшная, невыносимая боль, что такую же точно боль должны были испытывать годами эти люди. Рагин умер не от побоев Никиты, а от мук проснувшейся совести.
“Дом с мезамином”
Второе название - “Рассказ художника” - это значит, что будут воспоминания о передуманном и пережитом, а значит исповедь. Ведутся идейные споры и развертываются любовные истории кончающиеся печально. Противником в споре выступает художник и старшая сестра Лида Волчатинова, а безалаберный и чудаковатый художник в какой-то степени выражает мвсли автора. Он утверждает, что все беды человеческие - от грубого физического труда. Надо только освободить человека от этого, а пока этого не произошло, необходимо разделить труд на всех. От этого одного он ожидает великих и благих последствий от человечества.
Подобные взгляды утопительны и наивны, но автору они нравятся, а мысли и дела Лиды которая в своих аптечках и библиотечках видик главное средство улучшения жизни народа автору не по душе. Ее ограниченность не в том, что она увлечена малыми делами, а в том, что этими малыми делами она все и ограничивает. Они ее удовлетворяют, так же как и уездная игра в земский парламентарий.
“Народ окутан цепью великой, а вы ее не рубите, а лишь прибавляете новые звенья”. Очевидно художник ближе к правде, чем рассудительная Лидия, но в жизни оказывается победителем она, а не художник вместе с его любовью и бесполезнвми пейзажами. Но все таки в свете высших ценнотей тоскливый возглас художника “Мисюсь!Где ты?” значит больше чем все земские победы. Жестокости одерживают не полную и не безусловную победу.
Трилогия Чехова “Человек в футляре”, “Крыжовник” - о любви. Сквозная тема этих произведений - разоблачение “пошлостей пошлого человека”.
Обьединяет их идея отделить смысл человеческой жизни.
Футляр - Беликов считал страх перед жизнью, это стремление спрятаться за формулу “как бы что не вышло”. С другой стороны Беликовщина - активный характер. Беликовщина парализует все доброе, честное, свободное, всякое стремление к лучшему. “Он просто угнетал нас своей осторожностью, мнительностью, своими чисто футлярскими соображениями”.
Беликов держит в страхе не только гимназию, но и весь город. “Стали боятся посылать письма, знакомиться, громко говорить и тд. “Подчинились ему, терпели его люди мыслящие, знающие, читающие”.Боялись его потому что он был доностчиком, шпионом
Реферат опубликован: 14/06/2009