Страница: 4/8
Самые ранние из каменных построек города датируются серединой ХУШ века. Часто спрашивают, чем объяснить, что город, имеющий многовековую историю, не донес до нас более древних памятников архитектуры?
П. Ридингер, один из первых историков Ельца, еще сто лет тому назад ответил на этот вопрос: «Изобилие лесов, ныне почти совсем исчезнувших, дозволяло строиться скоро и дешево; но зато все здания в этом городе и даже церкви долгое время были деревянными и поэтому легко подвергавшиеся пожарам частым и сильным. Не только изобилие лесов и дешевизна их в целой России, но и простота тогдашней жизни в малые требования были причиной того, что каменных зданий везде было мало. Вот почему так редки в России руины старинных строений, а в Ельце их совсем нет».
1. Вознесенский собор
Это крупнейшее здание города, расположенное в самом его центре на Красной площади. Своими величественными формами собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчеркивая его центр. Собор построен по проекту академика архитектуры Константина» Андреевича Тона, автора проекта большого Кремлевского Дворца. Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. По утверждению специалистов, это второй по величине после Исаакиевского собор в России. Строился он 44 года, с 1845 по 1889 год, но так и остался неоконченным. Колокольня, запроектированная на 10 метров выше основного купола, осталась недостроенной.
Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырехстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.
Внутренность собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резкого дерева, изготовленный по рисунку московского архитектора А. В. Каминского.
Внутренняя роспись собора и иконы иконостаса выполнены академиками живописи А. В. Корзухиным и К. В. Лебедевым. Кисти А. В. Корзухина принадлежит сохранившаяся в настоящее время картина «Распятие Христа», К. В. Лебедева — «Второе пришествие Христа».
Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.
2. Часовня над братской могилой
Рядом с Вознесенским собором за оградой с его северной стороны расположена часовня над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с полчищами Та-мерлана в 1395 году. На стене часовни сделана надпись: «Божиею милостию сия часовня . построена над посеченными христианы отбезбожнаго царя Темир-ак-сака, собраны в груп и для того сей честный крест вооружен древних лет, а состроена старанием Онисима Родионова, сына Лопухина 1801 года месяца июля 23 дня».
Часовня выполнена в форме, напоминающей древнерусский шлем, символ геройства, мужества и несгибаемой воли непокоренных жителей Ельца, Почти квадратное в плане здание заглублено на три четверти своей высоты в землёю. Вниз ведет прямая одномаршевая лестница с крылечком и навесом над ним, с большой площадкой перед входом. Памятник дошел до наших дней без существенных переделок, он лишь неоднократно капитально ремонтировался.
Реферат опубликован: 22/09/2009