Страница: 1/2
Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник» .Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь ,
Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича , М.Ю.Лермонтов ,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы , но и дополняет ее , т.к открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом «бедных людей» , униженных и оскорбленных. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек ,кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический отчет одного преступления», преступления ,которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу .Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении . Это ,если так можно выразиться , идеологическое преступление ,а исполнитель его –преступник- мыслитель убийца-философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким : матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.
Жизнь предстают перед героем ,как клубок неразрешенных противоречий .По всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то , что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.
Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.
Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,-сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных, задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном человеке, они видят, прежде всего, человека .
Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице , которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаём , что она из дворянской семьи , воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения , оказавшись в отчаянном положении , с тремя детьми на руках , она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова . «Можете судить потому, до какой степени её бедствия доходили , что она , образованная и воспитанная и фамилии известной , за меня согласилась пойти ! Но пошла ! Плача и рыдая и руки ломая , пошла ! Ибо некуда было пойти . »
Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и пьёт , грозит выгнать квартирная хозяйка , бьёт Лебезятников , плачут голодные дети . Не жестокость руководит ею , когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией , а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает , что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому , когда Соня вернулась с деньгами , она весь вечер в ногах у неё на коленях простояла , ноги ей целовала , встать не хотела . » Мармеладов даёт жене точную характеристику , говоря , что она « горячая , гордая , непреклонная .» Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается на каждом шагу , о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.
Реферат опубликован: 26/09/2009